Мария Процюк - наш клиент и основательница детского сада BabyNest. Здесь малыши не стоят в углу и не слышали фразы "пока не доешь - на улицу не пойдешь". Мария рассказала нам об опыте общения с европейскими садами и об основах реджио-педагогики.
Мы с мужем долгое время жили за границей. В то время моя старшая дочь ходила в садик - сначала в немецкий, потом в испанский. Тогда я понимала, что скоро мы вернемся в Украину, и постоянно думала, в какой садик мои дети будут здесь ходить и чем буду заниматься я. Поэтому не придумала ничего лучше, чем самостоятельно открыть детское пространство. Я объединила все лучшее из опыта европейских садов.
Реджио-педагогика - это философия воспитания, которая возникла в Италии и получила признание во всем мире. Она объединяет различные методы и подходы, но главное в ней - проектная деятельность, то есть все занятия ребенка построены вокруг определенного проекта. И, конечно, очень много творчества. Ребенок - основной актер, он в центре, а педагог находится рядом, чтобы оказать помощь или вовремя отойти, дав свободу.
До недавнего времени мы работали как дневной уход за детьми, потому что получить лицензию детского сада было чрезвычайно сложно: лицензионные правила были построены на советских началах, но сейчас эти условия начали упрощать. Теперь, когда не нужно бороться с системой, это стало даже приятно.
Мы берем в сад воспитателей с педагогическим или психологическим образованием. Сначала приглашаем на собеседование online, далее воспитатель проходит тестовые часа: нам надо видеть, с каким посылом человек заходит в группу, какой у него подход к детям. Если все хорошо - педагог остается работать.
Не всем воспитателям подходят наши ценности и принципы: им всегда нужно быть готовыми расширять горизонты. Это особенно сложно для воспитателей государственных садов, поэтому они обычно с нами не остаются. Мы не заставляем детей сидеть на занятиях. Если они хотят бегать - пусть бегают. Для многих педагогов это камень преткновения: они на это смотрят и не могут принять - "Мне нужно, чтобы дети сидели". Но дети ничего не должны. Для нас главное - что нужно детям.
Все, кто приходит на собеседование, говорят: "Я люблю детей", "Я хочу работать с детьми". Но что именно человек вкладывает в эти слова - у каждого разное. Если человек любит играть с малышами - прекрасно, дети его не раздражают - тоже супер. Но в моем понимании безусловная любовь и принятие - это когда взрослый может опуститься на уровень ребенка, ценить его детство. Мне важно видеть в педагогах это неравнодушие.
Средний возраст наших воспитателей - 25-27 лет. Я не беру людей 45+, потому что не верю, что смогу их переучить. В карантин с нашими педагогами работал коуч. Когда это молоденькая девушка на последних курсах магистратуры, нам важно поднимать ее самосознание и развивать эмпатию.
Наш садик состоит из пяти групп - ясельной, трех украиноязычных и англоязычной подгруппы. На 6-7 детей у нас два воспитателя. Это почти индивидуальная работа, а не как в государственном саду - на 16 детей один воспитатель. Мы работаем с 8 утра до 19 вечера. Каждый день наших детей обязательно включает в себя прогулку, занятия по английскому и физическое развитие. У нас нет цели научить ребенка читать и писать. Например, моя дочка. Ей сейчас почти 6 лет, она ходила в Babynest, и я никогда не учила ее читать или писать. Родственники говорили, что пора учить и на подготовку к школе водить, но я ждала, когда она сама проявит интерес. Так и произошло: она научилась читать самостоятельно, потому что для нее просто пришло время.
Психомоторика - наше основное занятие, где в зависимости от возраста дети учат разное. Маленькие, например, начинают с сенсорики и умения пользоваться бытовыми вещами. Мы комбинируем: одно занятие по ментальному развитию, следующее - на движения. Так комбинируются 5-6 блоков, занятие длится примерно час.
В Babynest мы ежедневно при любой погоде гуляем. Даже если гроза, группа все равно выйдет хотя бы на крыльцо, чтобы постоять и посмотреть, какая это гроза.
У нас отсутствует система наказаний. Некоторые сады практикуют методы "посиди на стуле в изоляции" или "постой в углу, подумай о своем поведении". Кто-то даже бьет детей. Это недопустимо.
Занятия по английскому проходят в формате "Art & Play" с носителями языка. Я очень хотела в саду передать философию diversity - понимание, что люди бывают разные. Мне было важно, чтобы носители были афроамериканцами, а также чтобы с детьми работали люди с инвалидностью - чтобы дети понимали, что не все совершенны, и привыкали к этому. То есть наш сад - мини-общество. Также в программу входит китайский язык - дети изучают его на песнях и мультиках, учатся писать иероглифы.
До того, как заключить договор с садиком, мы предлагаем 14-дневный адаптационный период. Это и для нас, и для детей. За это время воспитатели и родители понимают, насколько ребенок готов приспособиться к садику. Бывает и так, что родители не знают о некоторых особенностях развития ребенка. За 14 дней мы можем это понять. И это не значит, что мы не возьмем малыша: просто надо решить, необходимо ли брать дополнительные занятия с психологом и нужна ли ребенку специальная программа.
У детей есть блокноты вроде дневников: туда воспитатель записывает, сколько раз ребенок ел, спал, играл, какие-то свои наблюдения. Родители также могут сделать запись для воспитателя. В анкетах при поступлении в садик родители пишут, как хотят, чтобы к ребенку относились, могут попросить, например, его докармливать. Все анкеты воспитатели внимательно изучают.
В карантин мы не работали, но вышли в Zoom уже с первой недели. Это не замена сада, но немного облегчило ситуацию для родителей: дети видели друзей и воспитателей, по которым они соскучились. Мы не нагружали детей, у нас было два-три занятия в день: делали поделки, занимались английским.
Теперь мы работаем в обычном режиме. Мы взяли специального человека, который отвечает за дезинфекцию игрушек дважды в день и поверхностей три раза в день. Четыре раза в день мы меряем температуру. Раньше родители могли в период адаптации находиться в помещении группы, но сейчас они не заходят внутрь. Теперь мы полностью открываем входную дверь, родители сидят в коридоре, и ребенок может в любой момент подойти к ним. Так мы обеспечиваем более мягкую адаптацию.
С карантина к нам вернулись все дети, пришли и новые, все места заняты. Стоимость посещения - 14 000 грн в месяц, адаптационный сбор - 6 000 грн. Есть англоязычная группа, где украиноязычный педагог работает в паре с носителем - ее стоимость 18 000 грн. После карантина мы не поднимали цены, как большинство садов, но будем вынуждены сделать это после нового года.
Интересно, что в европейских садах к болезням относятся спокойнее: пишут на дверях "У нас ангина", и все продолжают ходить. В Испании однажды воспитательница спросила меня, почему я не вожу ребенка. Я объяснила, что дочка заболела, и сейчас ей нужно дважды в день пить антибиотики. На что воспитательница просто ответила: "Положите лекарства в сумку и скажите нам время приема". Там к детям относятся с нежностью, беспокоятся, чтобы у них не было стресса. Кардинально отличается и отношение к родителям - там существенно меньше лояльности. Например, сейчас мы столкнулись с тем, что родители удивляются, что надо платить, если ребенок заболел и не ходит. Мы возвращаем деньги только за питание. В то же время в Европе даже не возникает такой вопрос: воспитатели ходят на работу, аренда и коммунальные платятся - так работает бизнес. Мои знакомые из Португалии платили за садик в течение всего карантина. Я не могу просто вычесть стоимость, если семья решила на месяц забрать ребенка на дачу. В сад попасть очень трудно, каждый ценит свое место. Не платишь - теряешь место, и после карантина некуда будет идти.
До карантина я планировала расширять BabyNest - хотела создать сад на природе и сад-сети, однако пока мы притормозили с такими решениями, потому что нет гарантий, что опять не закроемся на жесткий карантин. Следующим шагом планируем открытие школы, но пока тоже трудно на это решиться. Чтобы наладить процессы BabyNest, мне понадобилось полтора года: каждый день я занималась проектом по двенадцать часов нон-стоп, и это огромная ответственность.
Торговую марку мы зарегистрировали, когда в Ирпене открылся сад под названием Babynest. Тогда я позвонила его создательнице и сообщила, что подам в суд. Мне звонили ее клиенты, говорили "Мы хотим к вам в Ирпень", а я отвечала, что это не моя сеть. Я не знаю, какое там качество сада, и не хочу нести репутационные потери. Мне до сих пор звонят и спрашивают, закрылись ли мы в Ирпене. А мы там и не открывались.