Сергей Мартынюк - лидер рок-группы «Фиолет», а также основатель и арт-директор всеукраинского фестиваля украинского духа "Бандерштат", который каждое лето проводится на Волыни. Марьяна Коваль - исполнительный директор фестиваля, она координирует работу двух десятков человек из команды, контролирует бюджеты и коммуницирует с партнерами. Вместе с Марьяной Сергей рассказал нам об эволюции "Бандерштата" и о том, как в этом году фестивалю удалось охватить аудиторию из 27 стран.
Почти 15 лет назад мы с коллегами из общественной организации "Национальный Альянс" начали делать в Луцке маленькие клубные фестивали: они происходили в актовых залах музыкальных школ и заброшенных кинотеатрах и собирали андеграундных украинских исполнителей. Эти мероприятия проходили в формате вечеринок на 100-200 человек, но у нас были амбиции реализовать более масштабный проект. Наконец я предложил коллегам сделать open-air фестиваль. У меня уже даже было название "Бандерштат" - из песни рок-группы "Братья Гадюкины". Поэтому мы нашли небольшую сумму и собрали из нескольких клубов звук, потому что тогда еще не имели представления, что нужно работать с хорошими прокатными компаниями. Я выполнял функцию арт-директора, был ведущим фестиваля и даже занимался биотуалетами. Такая многофункциональность оказалась непрактичной, впрочем это был первый опыт. Людей было немного, и мы трижды переносили фестиваль, прежде чем он состоялся в сентябре 2007 - в тои первый год был дождь и сцену сносило. Но мы уже знали, что хотим продолжать эту деятельность. Менялись места, рос масштаб, а наш подход в поиске финансов и привлечении новых людей становился профессиональным.
С самого основания "Бандерштата" мы решили, что не хотим быть стандартным фестом, куда люди приходят с целью выпить и послушать музыку. Мы сделали фестиваль безалкогольным - это стало нашей фишкой и превратило мероприятие в семейное: теперь к нам приезжают всей семьей и берут детей, потому что есть детский городок, где можно оставить малышей. Мы, конечно, не хотим подрывать представления общественности о рок-н-ролле, но это наше видение фестиваля. Кстати, я помню, как Кузьма Скрябин был сначала скептически настроен по поводу такой нашей позиции, но, приехав, был удивлен адекватностью публики.
Изначально фестиваль много обращал внимание гостей на национально-освободительные движения разных лет, мы делали исторические реконструкции, но со временем перестали, потому что акцентирование на прошлом превращало фест в маргинальную тусовку. Мы долго не могли понять, почему на единственный фестиваль области не ходит местное население: к нам приезжали люди с востока, белорусы, реже поляки, но жители Луцка - нет. Выяснилось, что у нас было много андеграундной музыки, которая не вызывает интереса широкой общественности. Это была наша ошибка в тактике пропаганды идей фестиваля. Сегодня "Бандерштат" стал и возможностью для гламурного променада депутатов и бизнесменов, и площадкой для диалога с лидерами общественного мнения - историками, учеными, журналистами и даже политиками, с которыми здесь можно тет-а-тет общаться без цензуры. Нам трудно тягаться с другими украинскими фестами, которые уже начали привозить зарубежных артистов, которых мы пока не можем себе позволить. Мы делаем все возможное, чтобы лучанам было интересно с утра до вечера на наших огромных ярмарках, фудкорте, чтобы они участвовали в играх для детей, спортивных соревнованиях и литературных мероприятиях. "Бандерштат" собирает вокруг себя активных украинцев: в один год ребята представляли здесь настольную игру, а рядом были другие стартаперы с собственноручно разработанным экомобилем - у нас каждый может себя показать.
Изюминка программы - это, конечно, вечерняя музыкальная сцена. Их у нас три: главная сцена, urban-stage с тяжелой музыкой, и тихая сцена, где звучит акустическая и легкая электронная музыка - там обычно много молодых артистов, большинство из них малоизвестны. На фестивали люди преимущественно идут ради хедлайнеров, но как музыкант я понимаю, насколько трудно в Украине начинающим артистам, поэтому мы всегда открываем слушателям новые имена. Самая большая ошибка современных молодых музыкантов в том, что многие из них идут старым путем и начинают с маленьких клубов и плохих демо-записей. В эпоху соцсетей это уже не работает. Нужно ярко выстреливать с первого трека: вложить деньги в качественную запись, пригласить режиссера, который снимет атмосферное видео, и только тогда, использовав все каналы, выпускать музыку. Также стоит писать посты в Instagram и Facebook с презентацией треков. Я бы сказал, что из 100% сметы на проект 10% должно идти на запись и съемки, а 90% должен быть рекламный бюджет. То же касается европейских и мировых фестивалей.
В этом году мы впервые провели "Бандерштат" онлайн. Когда стало понятно, что карантин лишает нас возможности провести традиционный фестиваль, с командой начали размышлять над форматом проведения. Украинский культурный фонд предложил нам перенести фестиваль в онлайн и поддержал нашу переформатированную проектную заявку, профинансировав 60% бюджета фестиваля.
О всех технических нюансах музыкального лайва до мелочей позаботились наши партнеры из ведущей украинской компании Zinteco. С нами работали два режиссера прямого эфира Роман Муха и Олег Дубровский, а издательство "Наш формат" помогло отснять литературную часть. Мы сохранили даже спортивную составляющую фестиваля - провели онлайн-забег с более чем 100 участниками, тренировку по йоге и урок здорового питания. Обычно мы собирали 13 000 гостей, а в этом году нас смотрели в 27 странах более 620 000 человек.
Сейчас в условиях карантина много украинских исполнителей с трудом находят ресурсы на запись синглов и клипов. Я думаю, государство должно поддерживать культурные инициативы, потому что это борьба за молодежь, за нашу культурную идентичность. По крайней мере государство не должно мешать, потому что сейчас мы наблюдаем двойные стандарты: перед выборами были проведены десятки дней городов, где было по 20 000 посетителей без масок, при этом запрещались концерты на 100-150 человек, которые позволяли выживать музыкантам, оказавшимся без заработка.
Когда началась пандемия, я начал писать свой третий роман: он как раз посвящен теме карантина, самоизоляции и поколению зуммеров. Кроме того, я вел самоизоляционное ютуб-шоу «Колос вдома». Мы с "Фиолетом" писали новые песни, записали альбом аудио-поэзии, у нас были даже коцерты и корпоративы. Мы не ставим музыкальную деятельность на паузу, на ноябрь у нас запланированы концерты, небольшой акустический тур по четырем городам и сольник в Киеве. В то же время я понимаю, что перспектива такова, что еще полгода без заработков - и многим нашим творческим деятелям придется искать другие сферы для самореализации.
Однако я смотрю в будущее с оптимизмом. Через 3-4 года я хочу договориться о партнерстве с крупным бизнесом, чтобы привозить на Волынь артистов мирового уровня. Сейчас мы нашли комфортный для себя формат, но хотелось бы, чтобы "Бандерштат" рос и масштабировался.
Торговую марку мы зарегистрировали, чтобы у людей не было других ассоциаций с названием, кроме нашего фестиваля. К тому же, когда мы работаем с грантовыми средствами, нам важно иметь торговую марку как подтверждение, что у нас есть собственная идея, и мы работаем с ней. За первые 10 лет мы порой получали негативные отзывы от некоторых политических кругов, которые считали, что мы не можем так называться, что мы присвоили это название, и какое отношение к Волыни якобы имеет "Бандершат", поэтому нам нужно было иметь юридические основания.