Сергей Мартынюк - лидер рок-группы «Фиолет», а также основатель и арт-директор всеукраинского фестиваля украинского духа "Бандерштат", который каждое лето проводится на Волыни. Марьяна Коваль - исполнительный директор фестиваля, она координирует работу двух десятков человек из команды, контролирует бюджеты и коммуницирует с партнерами. Вместе с Марьяной Сергей рассказал нам об эволюции "Бандерштата" и о том, как в этом году фестивалю удалось охватить аудиторию из 27 стран.

Бандерштат

Почти 15 лет назад мы с коллегами из общественной организации "Национальный Альянс" начали делать в Луцке маленькие клубные фестивали: они происходили в актовых залах музыкальных школ и заброшенных кинотеатрах и собирали андеграундных украинских исполнителей. Эти мероприятия проходили в формате вечеринок на 100-200 человек, но у нас были амбиции реализовать более масштабный проект. Наконец я предложил коллегам сделать open-air фестиваль. У меня уже даже было название "Бандерштат" - из песни рок-группы "Братья Гадюкины". Поэтому мы нашли небольшую сумму и собрали из нескольких клубов звук, потому что тогда еще не имели представления, что нужно работать с хорошими прокатными компаниями. Я выполнял функцию арт-директора, был ведущим фестиваля и даже занимался биотуалетами. Такая многофункциональность оказалась непрактичной, впрочем это был первый опыт. Людей было немного, и мы трижды переносили фестиваль, прежде чем он состоялся в сентябре 2007 - в тои первый год был дождь и сцену сносило. Но мы уже знали, что хотим продолжать эту деятельность. Менялись места, рос масштаб, а наш подход в поиске финансов и привлечении новых людей становился профессиональным.

Бандерштат

 

НА ФЕСТИВАЛЕ ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

С самого основания "Бандерштата" мы решили, что не хотим быть стандартным фестом, куда люди приходят с целью выпить и послушать музыку. Мы сделали фестиваль безалкогольным - это стало нашей фишкой и превратило мероприятие в семейное: теперь к нам приезжают всей семьей и берут детей, потому что есть детский городок, где можно оставить малышей. Мы, конечно, не хотим подрывать представления общественности о рок-н-ролле, но это наше видение фестиваля. Кстати, я помню, как Кузьма Скрябин был сначала скептически настроен по поводу такой нашей позиции, но, приехав, был удивлен адекватностью публики. 

Бандерштат

 

ЕСЛИ БЫ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД МНЕ СКАЗАЛИ, ЧТО НА “БАНДЕРШТАТЕ” БУДЕТ ЙОГА, Я БЫ НЕ ПОВЕРИЛ

Изначально фестиваль много обращал внимание гостей на национально-освободительные движения разных лет, мы делали исторические реконструкции, но со временем перестали, потому что акцентирование на прошлом превращало фест в маргинальную тусовку. Мы долго не могли понять, почему на единственный фестиваль области не ходит местное население: к нам приезжали люди с востока, белорусы, реже поляки, но жители Луцка - нет. Выяснилось, что у нас было много андеграундной музыки, которая не вызывает интереса широкой общественности. Это была наша ошибка в тактике пропаганды идей фестиваля. Сегодня "Бандерштат" стал и возможностью для гламурного променада депутатов и бизнесменов, и площадкой для диалога с лидерами общественного мнения - историками, учеными, журналистами и даже политиками, с которыми здесь можно тет-а-тет общаться без цензуры. Нам трудно тягаться с другими украинскими фестами, которые уже начали привозить зарубежных артистов, которых мы пока не можем себе позволить. Мы делаем все возможное, чтобы лучанам было интересно с утра до вечера на наших огромных ярмарках, фудкорте, чтобы они участвовали в играх для детей, спортивных соревнованиях и литературных мероприятиях. "Бандерштат" собирает вокруг себя активных украинцев: в один год ребята представляли здесь настольную игру, а рядом были другие стартаперы с собственноручно разработанным экомобилем - у нас каждый может себя показать. 

Бандерштат

Изюминка программы - это, конечно, вечерняя музыкальная сцена. Их у нас три: главная сцена, urban-stage с тяжелой музыкой, и тихая сцена, где звучит акустическая и легкая электронная музыка - там обычно много молодых артистов, большинство из них малоизвестны. На фестивали люди преимущественно идут ради хедлайнеров, но как музыкант я понимаю, насколько трудно в Украине начинающим артистам, поэтому мы всегда открываем слушателям новые имена. Самая большая ошибка современных молодых музыкантов в том, что многие из них идут старым путем и начинают с маленьких клубов и плохих демо-записей. В эпоху соцсетей это уже не работает. Нужно ярко выстреливать с первого трека: вложить деньги в качественную запись, пригласить режиссера, который снимет атмосферное видео, и только тогда, использовав все каналы, выпускать музыку. Также стоит писать посты в Instagram и Facebook с презентацией треков. Я бы сказал, что из 100% сметы на проект 10% должно идти на запись и съемки, а 90% должен быть рекламный бюджет. То же касается европейских и мировых фестивалей. 

МЫ ПЫТАЛИСЬ ПЕРЕДАТЬ АТМОСФЕРУ ФЕСТИВАЛЯ ОНЛАЙН-ЗРИТЕЛЯМ

В этом году мы впервые провели "Бандерштат" онлайн. Когда стало понятно, что карантин лишает нас возможности провести традиционный фестиваль, с командой начали размышлять над форматом проведения. Украинский культурный фонд предложил нам перенести фестиваль в онлайн и поддержал нашу переформатированную проектную заявку, профинансировав 60% бюджета фестиваля. 

Бандерштат

О всех технических нюансах музыкального лайва до мелочей позаботились наши партнеры из ведущей украинской компании Zinteco. С нами работали два режиссера прямого эфира Роман Муха и Олег Дубровский, а издательство "Наш формат" помогло отснять литературную часть. Мы сохранили даже спортивную составляющую фестиваля - провели онлайн-забег с более чем 100 участниками, тренировку по йоге и урок здорового питания. Обычно мы собирали 13 000 гостей, а в этом году нас смотрели в 27 странах более 620 000 человек.

Сейчас в условиях карантина много украинских исполнителей с трудом находят ресурсы на запись синглов и клипов. Я думаю, государство должно поддерживать культурные инициативы, потому что это борьба за молодежь, за нашу культурную идентичность. По крайней мере государство не должно мешать, потому что сейчас мы наблюдаем двойные стандарты: перед выборами были проведены десятки дней городов, где было по 20 000 посетителей без масок, при этом запрещались концерты на 100-150 человек, которые позволяли выживать музыкантам, оказавшимся без заработка.

Когда началась пандемия, я начал писать свой третий роман: он как раз посвящен теме карантина, самоизоляции и поколению зуммеров. Кроме того, я вел самоизоляционное ютуб-шоу «Колос вдома». Мы с "Фиолетом" писали новые песни, записали альбом аудио-поэзии, у нас были даже коцерты и корпоративы. Мы не ставим музыкальную деятельность на паузу, на ноябрь у нас запланированы концерты, небольшой акустический тур по четырем городам и сольник в Киеве. В то же время я понимаю, что перспектива такова, что еще полгода без заработков - и многим нашим творческим деятелям придется искать другие сферы для самореализации.

Бандерштат

Однако я смотрю в будущее с оптимизмом. Через 3-4 года я хочу договориться о партнерстве с крупным бизнесом, чтобы привозить на Волынь артистов мирового уровня. Сейчас мы нашли комфортный для себя формат, но хотелось бы, чтобы "Бандерштат" рос и масштабировался. 

Торговую марку мы зарегистрировали, чтобы у людей не было других ассоциаций с названием, кроме нашего фестиваля. К тому же, когда мы работаем с грантовыми средствами, нам важно иметь торговую марку как подтверждение, что у нас есть собственная идея, и мы работаем с ней. За первые 10 лет мы порой получали негативные отзывы от некоторых политических кругов, которые считали, что мы не можем так называться, что мы присвоили это название, и какое отношение к Волыни  якобы имеет "Бандершат", поэтому нам нужно было иметь юридические основания.