Виктор Левандовский - основатель "InternetDevels" и координатор партии «Голос» на Волыни. Он - популяризатор IТ-отрасли, активный общественный деятель и покоритель высочайшей точки Европы. Виктор рассказал, для чего ему политика, а также посоветовал несколько книг для предпринимателей.
К созданию "InternetDevels" я шел долго. По образованию я энергетик, во время учебы работал лаборантом и параллельно программировал. С четвертого курса пошел работать в ІТ-компанию разработчиком, затем руководил вычислительным центром. В 30 лет я уже сделал карьеру, научился всему необходимому и "созрел", чтобы создать в Луцке собственную ІТ-компанию с более 100 человек в команде. Мы предоставляем различные услуги для проектов: клиент приходит с идеей "хочу интернет-магазин" или "хочу социальную сеть" - мы это делаем; даже если клиент не достаточно подкован технически, но знает, чего хочет, мы ему формируем команду и даем ее как продукт.
Партнерство - очень тонкая вещь, я к нему отношусь с опаской. В партнеры нужно брать только опытного человека. Я учился на чужих ошибках: видел, что партнерство в большинстве случаев тормозит бизнес, когда он начинает приносить большие прибыли. В США есть эффективные формы защиты партнерства, а мы к этому не готовы ни законодательно, ни ментально. Нет у нас и культуры "тихого" платежа: покажите мне украинского клиента, который получит счет и молча сделает оплату. Так не бывает. У нас это всегда "а давайте я частями заплачу", "а давайте подождем", "а у меня кредит" и так далее. Капитализм в Украине еще не прижился. Мы еще варвары, особенно в бизнесе. У нас до сих пор на бизнесменов смотрят с каким-то пренебрежением - "барыга", "эксплуататор", "рабовладелец", хотя во всем мире предпринимательскую деятельность уважают - от нее общество только выиграет, от успешного бизнеса все вокруг цветет.
“InternetDevels” организовывали и спонсировали такие проекты как Lviv EuroDrupalCamp, Drupal Tour, IT Cafe Lutsk. Сейчас мы занимаемся дуальным образованием: в начале зимнего семестра мы отобрали из местных университетов две группы студентов - лингвистов и экономистов, которые некоторое время учились в нашей компании. Мы не только давали им задания, но и ставили оценки. По результатам проекта мы отобрали самых успешных студентов и трудоустроили их. Так у нас рождаются новые практики обучения, которыми мы обмениваемся с университетами. К сожалению, в Украине образование практически умерло: выпускники вузов не имеют необходимых знаний, на работу их не ждут, и с бизнесом в Украине, соответственно, туго, потому что система образования - донор для бизнеса. Именно поэтому я забрал сына из школы к себе в компанию, когда он был в 7 классе, и перевел его на дистанционное обучение. А началось все с того, что он начал делать замечания учителям, указывать на их ошибки - а кто это любит? Затем однажды он сказал мне, что ему скучно на уроке. Ну, как реагировать? Обычно родители отмахиваются фразой "Иди учись" и все. Но мне эта формулировка показалась интересной. Я решил сходить к сыну на урок. И у меня мир перевернулся! Там действительно очень скучно, я не мог высидеть эти 45 минут. Это грандиозная проблема: ребенку на уроке скучно, он там не развивается, а тупеет. Учитель рассказывает неинтересно, а ведь есть Youtube, где все интересно. Что мы делаем с детьми? Зачем им этот монотонный ад? Теперь мой сын тратит два часа в день на школьную программу. И это вместе с контрольными по каждому предмету.
Сейчас сын закончил 10 класс. Он много времени проводит в нашем офисе: утром делает здесь все задания по школьной программе, а потом работает. Дочь я тоже буду переводить на дистанционное. Пока она закончила только 3 класс, для нее важна социализация. Вероятно, высшее образование они также будут получать дистанционно в одном из западных университетов или поедут туда, чтобы пожить в той культуре, понять ее. Если не получится, то единственное место в Украине, куда бы я отдал детей учиться - это Украинский католический университет. Это масштабная структура, где студентам действительно дают методы и навыки, а не просто забивают голову фактажом. Рынок на это реагирует, туда поступают бизнесмены. Ведь образование - это еще и нетворкинг. Например, в США бизнесмен идет на МВА, прогнозируя, что его однокурсники - будущие успешные люди, близкие ему ментально, поэтому контакты с ними будут для него полезными. Поэтому он идет в университет не только за знаниями, но и за клиентурой и поддержкой.
Во время парламентских выборов товарищ подсказал мне, что партия "Голос" ищет руководителя штаба. Я подал свою кандидатуру, ее утвердили. У меня не было там ни одного знакомого, меня никто не рекомендовал - отбор был очень честный, коррупции ноль, мне это очень понравилось. Я и до этого вел общественную деятельность: основал Луцкий ІТ-кластер - объединение организаций и специалистов сферы информационных технологий в Луцке, которые взаимодействуют между собой. Основная миссия ІТ-кластера - образовательные и учебные программы для студентов и учащихся, популяризация отрасли ІТ. Что интересно: если мы освещаем события через ІТ-кластер - их публикуют, если от компании - нет. Это лишний раз подчеркивает отношение общества к бизнесу: чтобы рассказывать о своей деятельности, бренду нужна общественная организация. Если бизнес что-то делает для социума - это сразу считается рекламой, а СМИ, которое это публикует, получает шквал упреков в своей продажности.
Кроме того, еще во время президентства Януковича я основал общественную организацию "Комитет общественного контроля за содержанием законности и борьбы с коррупцией". Это было время откровенного произвола чиновников, но нам удавалось привлекать их к ответственности, я называл нашу деятельность "правовым терроризмом".
Политика - очень специфическая деятельность. Можно быть объектом политики, когда ты ни на что не влияешь, или субъектом - когда у тебя есть собственное мышление и идеи, и в принципе ты можешь влиять на социальную жизнь. Кто-то, конечно, идет в политику ради заработка. Я пошел бороться за власть, чтобы через нее влиять на социум и менять его к лучшему. Прежде всего я заинтересован в качественных изменениях в образовании: здесь у меня свой материальный интерес, поскольку на образовании завязан мой бизнес. Нет образования - мы неконкурентные на рынке.
Изменения важны и на микроуровне. Недавно в школе, где учатся мои дети, я заметил, что в столовой так готовят еду, что школьники ее массово выбрасывают в мусорник. Я пришел к директору с вопросом, почему та самая повар готовит дома так, что ее семья ест, а здесь дети ее блюда выбрасывают. Оказалось, что их клиент - не ребенок, а пятеро свиней. Представьте цинизм: каждый вечер к школе подъезжала оборудованная жигули "копейка", в нее упаковывали помои и везли кормить свиней. И это всех устраивало. А детям давали специально холодную безвкусную пищу и смотрели, как они ее выбрасывают. Все это продолжалось годами. Но после моих бесчисленных жалоб, публикаций и длительных проверок председатель сельсовета взял организацию в свои руки, уволил ответственных за это людей, и в столовой начали есть и дети, и учителя.
В 2018 году я покорил самую высокую точку Европы - Эльбрус. В тот же день моя жена покорила Говерлу. И я думал, что это что-то примерно похожее. Если бы знал, что меня ждет, вряд ли пошел бы. Но теперь обязательно пойду еще.
Перед восхождением мы четыре дня проходили тренировки, чтобы адаптироваться. В 3 часа ночи мы вышли, в 11 были уже на вершине и в 17 вернулись на базу. На вершину критически важно попасть в 12. Если нет - группа не успеет вернуться к вечеру, и начнутся сильные ветры, туман и вообще зона невыживания. Поэтому многие гиды разворачивают свои группы и спускают обратно.
Эти несколько часов восхождения растягиваются, кажется, на месяц. Каждая секунда там - вечность. И каждый миг - это внутренняя работа, там нет разговоров, там минимум общения. Был момент, когда я чуть не погиб: во время тренировки из-за тумана и плохой видимости я откололся от группы, сошел с тропы и чудом не попал в ледовые трещины. К счастью, меня заметили и вернули.
Когда возвращаешься после восхождения, усиливаются все ощущения организма, все острее начинаешь чувствовать, за 20 м слышишь запахи, этот мир оказывается таким душистым.
Я много читаю. Предпринимателям я бы посоветовал прочитать "Источник" и "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд, где философия - созданное автором направление объективизм - завернута в форму романа. "Атлант" объясняет американское внутреннее устройство, поэтому эта книга особо полезна бизнесменам, которые работают с рынком США. Еще глубже это мировоззрение может раскрыть труд Макса Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”.
В то же время все ответы есть в Библии. Нюанс лишь в том, чтобы читать ее не с точки зрения духовного материализма - с мыслью "я читаю библию, значит, получу от бога какие-то преференции" - это путь в никуда. Библию следует воспринимать просто как книгу мудрости: в ней описан мир, там можно найти ответы на все вопросы, почему что-то происходит так, а не иначе.
Торговая марка - это система защиты компании, я зарегистрировал ее, чтобы обезопасить свой бизнес.