Евгения Аратовская - наша клиентка и основательница станции сортировки “Україна без сміття. No Waste Ukraine”. Евгения рассказала нам про открытие станции, цепочку управления отходами и как найти для себя аргументы, чтобы начать сортировать мусор.
До 2014 года мы с семьей лет 5 жили в частном доме под Киевом, я успешно занималась огородничеством. За это время я поняла, как много нам дает земля, насколько она отзывчивая и щедрая, и как мы от нее зависим. Все органические отходы я компостировала, но вывоз обычного мусора был налажен очень плохо: многие люди не хотели оплачивать услугу вывоза - хотя это стоило 15 грн в месяц - рассказывали, что мусора у них нет, а на самом деле вывозили его в лес. И когда я гуляла там с ребенком, я видела не грибы и землянику, а пластик и грязь. Местная власть тоже была нерешительная, а когда я сама пыталась таким безответственным людям объяснить что-то, они не хотели меня слышать и агрессивно реагировали. Таким образом мои романтические ожидания от жизни на природе не оправдались: ты думаешь, что будешь дышать чистым лесным воздухом, но твои соседи жгут пластик у себя в огороде и отравляют тебя испарениями.
В общем, когда дети подросли, мы переехали в Киев, потому что обучающая инфраструктура в городе лучше. В первый же день я поняла, что не могу выкинуть органические отходы просто так: я привыкла собирать их в ведро и нести на компостную кучу, потому что знала, что это будут прекрасные удобрения для моих помидоров и огурцов. Я так привыкла к этому, что решила не менять свои привычки и искать решение. И этим решением был раздельный сбор мусора. Раньше я, наверно, пребывала в иллюзиях, что коммунальные службы, забирая мусор из бака, отправляют его в правильное место. Думала: должны же его как-то обрабатывать, чтобы он не портил природу. При этом я знала про наличие свалок, но почему-то этой логической цепочки у меня в голове не возникало. На самом деле с мусором в Украине все печально: мы платим за то, чтобы коммунальные службы вывозили наш мусор кому-то под окна, ведь возле любой свалки в селе живут люди. Тогда я поняла, как много таких, как я - неплохих людей, которые любят природу, заботятся об окружающей среде, но не знают об этой базовой вещи: что сортировка мусора должна присутствовать в их жизни. И что в развитых странах это уже давно норма. И я решила делиться этими знаниями. Сначала начала писать на своей странице в Facebook, а потом это переросло в отдельную страницу “Україна без сміття” - я даже долго не думала, как ее назвать, это был просто импульс, потому что создавать огромный проект я тогда не планировала.
К 2017 году у меня уже было сформировано видение, как бы лично я хотела сортировать на станции: встречать там своих друзей и таких же неравнодушных людей и понимать - я нормальная, что ношусь с этими пакетами, что так же делают и другие люди, тут нечего стесняться и даже можно привести сюда детей.
Нас вдохновил ресайклинг-центр в Швейцарии: туда люди на машинах привозят все свои отходы, которые нуждаются в переработке и утилизации. Можно все отсортировать дома, привести в такой центр, чтобы не платить за вывоз мусора на сжигание, потому что это очень дорого. Доехать до станции, конечно, гораздо дешевле. А если это опасные отходы, то их вообще нельзя выбрасывать в бак - за это в Европе штрафы. В таком центре очень аккуратно и чисто, люди воспитанные и приветливые. Никто не будет считать вас мусорщиками или бомжами - потому что это цивилизованный способ внимательно обращаться с отходами. У нас ведь пункты приема вторсырья ассоциируются именно с неблагополучием: туда ходят бомжи и алкоголики сдавать бутылки. В такое место не придет мама с ребенком, потому что это небезопасно. Я в 2015 году понимала, что у нас с этим будет сложно: в Европе эта инфраструктура контролируется законом, финансируется за счет производителей, а у нас всего этого нет и появится нескоро. Поэтому ускорила события и открыла такую станцию сама, без помощи государства.
Очень много людей хотят сортировать мусор, их надо только научить и дать доступ. Я понимала, что мне придется придумать какие-то финансовые инструменты, чтобы станция заработала: у моей семьи не было лишних денег на развитие, а у частного бизнеса не было культуры донорства. Нашим первым партнером были Pernod Ricard - французский производитель и дистрибьютор алкогольных напитков: через год после открытия генеральный директор компании шокированный приехал на нашу станцию и признался, что он не верил, что мы справимся и не закроемся. Так понемножку мы доказывали всем, что мы способны на это. Люди стали нас поддерживать, начался краудфандинг и фандрейзинг.
Экоактивисты, к сожалению, часто скатываются в позицию “Все виноваты! Вы все производите кучи мусора и должны его убирать”. У меня сначала тоже были такие настроения, но на одной встрече мне объяснили следующее: задача бизнеса - сделать качественный и безопасный для потребителя продукт и заработать, на то он и бизнес. Но он не может проконтролировать всю цепочку управления отходами: не придет же он к нам домой со словами “давайте отсортируем мою упаковку от йогурта”. Тут должны подключаться все участники этой цепочки: человек, купивший продукт, и бизнес, который занимается управлением отходами - когда он вывозит отходы не на свалку, а на сортировку. К сожалению, сервисы, которые вывозят отходы на сортировку, могут работать в прибыль только при условии действия специальных законов. Государство в этой цепочке выполняет контролирующую функцию. Кстати, если вы увидели, как содержимое разноцветных баков, предназначенных для стекла и пластика, мусорная машина сбрасывает в одну кучу, это нарушение, о котором необходимо сразу же сообщать в ЖЭК, “ОСББ” или в КП “Киевкоммнунсервис”, прикладывать фото и указывать номер автомобиля.
Если человек не будет сортировать, то не сработают остальные звенья цепочки - ни финансирование бизнесом инфраструктуры для сортировки, ни закон не помогут. Пока что мы делаем с бизнесом небольшие проекты, чтобы показать преимущества раздельного сбора мусора. Мы пытаемся заинтересовать людей и призываем их задавать вопросы власти: а почему нет баков? А когда будет раздельный сбор мусора? А что для это нужно? Потому что ответственность за организацию раздельного сбора сегодня несут органы местного самоуправления.
Существует очень маленький перечень более-менее ценных отходов, которые можно переработать, и остаться рентабельным. Большую часть прибыли “съедает” организация раздельного сбора такого вторсырья, которая начинается с обучения - людей же надо научить правильно сортировать, потом вывоз спецтранспортом, аренда склада, где все это будет хранится какое-то время, чтобы оттуда фурой отвезти на переработку. Чтобы эта цепочка была прибыльной, в Европе приняли специальные законы - про расширенную ответственность производителя. Компания, которая производит определенный вид отходов (обычно, это упаковка товара), должна дофинансировать изготовителю вот эту убыточную часть. У нас этот закон до сих пор не принят. Я знаю, что украинский бизнес готов нести ответственность и финансировать раздельный сбор, но ему нужен закон. Пока его нет, производители в разных конкурентных условиях: социально ответственному бренду, который согласен это делать даже без принятого закона, придется заложить расходы на переработку в стоимость своего товара и, соответственно, повысить цены, а у его конкурента цены останутся прежними, потому что он отказался финансировать цей процес. Но бизнес все равно никуда не денется от такой необходимости, потому что потребители уже начинают обвинять отдельные компании в загрязнении окружающей среды. Так что в Украину это придёт, несмотря ни на что.
У нас есть постоянные меценаты среди обычных людей, которые подписались через LiqPay на регулярные пожертвования на работу станции и ежемесячно перечисляют от 5 до 5000 грн. Чем больше таких людей, тем больше наш фонд, из которого мы можем планировать свое развитие. Нас это очень вдохновляет. Иногда компании покупают нам некоторые необходимые вещи: тепловую пушку, потому что на станции зимой холодно, гидравлический пресс для вторсырья, когда в прошлом году сломался наш, и многое другое.
На станции есть магазин - NoWasteShop: для него мы берем товары под реализацию у украинских поставщиков, несколько позиций мы импортируем. Мы стараемся соблюдать принцип локальности: любые дальние перемещения - автомобилем или самолетом - связаны с огромными выбросами топливных отходов или СО2. Заботимся и о цепочке создания товара: узнаем у производителя, не использовался ли детский труд, не пострадала ли окружающая среда, не происходила ли вырубка леса - то есть на всех этапах важно ответственное производство. Наценку мы делаем не больше 30%. Мы сами отшиваем и продаем наши “некульки” - сетки для овощей, фруктов и круп.
К сожалению, чиновники, которые “кормятся” от мусорного бизнеса, не хотят реальных изменений и максимально оттягивают их. Мы постоянно проводим адвокацию, даем правки ко всем законопроектам, которые касаются любых отходов, депутаты используют наши правки, чему мы очень рады. Наша деятельность дает уверенность многим активистам в других городах Украины: теперь они знают, что заниматься мусором можно честно и безопасно.
Мы уже разбираемся во всех особенностях политической жизни. На днях было голосование по нашему вопросу: будут выбирать рамочный законопроект про управление отходами, который будет отправлен на доработку в экологический комитет, а после доработки пойдёт в Верховную Раду на первое голосование. Так вот его приняли за основу практически все депутаты.
КГГА идет навстречу неохотно: мы обращались по поводу аренды помещений и денежной поддержки - сказали, что в бюджете города нет инструментов финансирования организаций вроде нашей.
Мы - неформат. Хотя мы очень нужны всем. Когда люди звонят в Контактный центр Киева на номер 1551 с вопросами по сортировке, там их сразу отправляют к нам.
Содержать станцию - очень сложно, но интересно. Например, каждый месяц к нам приходит 9000 вопросов в мессенджер. Поэтому мы создали чат-бот, он немного снимает нагрузку с персонала. Рекламировать станцию бесполезно - она уже переполнена. Если мы пригласим ещё 1000 людей, то просто не предоставим качественный сервис. Сейчас мы планируем открытие новых станций в других районах Киева: если они не будут заполнены, мы начнем рекламироваться, но пока это даже опасно. После окончания карантина у нас большие очереди из-за ограничений по количеству людей, которые одновременно могут быть в помещении. С начала карантина мы ввели услугу вывоза мусора курьером: можно заполнить заявку в Facebook , и мы приедем и заберем ваш мусор. Это стоит 400 грн за вывоз двух больших пакетов (120 л каждый). Маски и перчатки мы также будем принимать: это пластик, и его надо утилизировать путем высокотемпературного сжигания. Но подготовить их нужно еще дома - продезинфицировать антисептиком, сложить в плотный пакет и хранить минимум 4 дня на “карантине” - это срок, через который вирус должен исчезнуть с поверхности.
Украинские заводы могут перерабатывать уже подготовленные, раздельно спрессованные отходы. Например, на завод поступает только стекло, и там из этого стеклобоя смогут сделать стеклянные бутылки. Таких заводов больше десяти. Отдельно - бумага и пластик. Но если мы говорим о заводах, где бы сортировали весь смешанный мусор на стекло, бумагу, металл и пластик - их нет. На всю Украину есть один мусоросжигающий завод “Энергия” в Киеве, но он не имеет фильтров, способных собрать токсичные выхлопы, и требует модернизации, потому что все эти выбросы очень вредят здоровью человека вплоть до онкологических заболеваний. В Европе стоимость высокотехнологичных фильтров обычно составляет треть от стоимости всего завода, а у нас их нет вообще.
По данным Министерства развития общин и территорий в Украине ежегодно захороняется около 11 млн тонн отходов и только до 10% перерабатывается. В то время как в Европе по данным Евростата перерабатывают до 47% мусора. К тому же, к данным нашего министерства у меня есть вопросы, потому что нет единой базы, куда бы все заготовители предоставляли отчет, сколько макулатуры или стекла они собирают и поставляют на заводы.
У людей много стереотипов, заблуждений и недоверия касательно раздельного сбора мусора. Поэтому мы в самом начале обучения проводим лекцию о том, как найти в себе внутренние аргументы для сортировки. Несмотря на отсутствие баков, размеры квартиры и прочие отговорки. Есть же люди, которые не могут пройти мимо бездомного котенка или сбитой собаки - они не заснут ночью, будут ненавидеть себя, если не помогут. Так и здесь. Для тебя это важно - и ты уже не выбросишь грязный мокрый пластик в общий контейнер. На этой лекции мы просим каждого задуматься о том, что его трогает. Это все про личную ответственность.
Например, моя мама долго отнекивалась, говорила, что сортировка - это сложно, и она не хочет этим заниматься. Я была терпеливой, не обвиняла ее в безответственности, не вызывала чувство вины, а просто сначала делала это за нее, говорила “Просто оставь мусор, я сама его помою и отсортирую”. Через какое-то время, наблюдая успех проекта, она прониклась и уже из чувства уважения начала спрашивать и стараться. И сейчас она уже сама своих знакомых пытается обернуть в эту “веру сортировки”.
Ребенок более чувствителен, быстрее все схватывает, понимает, зачем он это делает - хочет чистую речку, хочет, чтобы ежики не умирали от негативного влияния выброшенных в лесу батареек. А родители стремятся поддерживать детей в хороших начинаниях. Но просто научить ребенка - мало. Пока у нас нет налаженной инфраструктуры, нельзя говорить ребенку “Давай сортируй!”, потому что он разочаруется, когда столкнется с тем, что нет решений, и может навсегда опустить руки. Нельзя оставлять ребенка один на один с проблемой. Есть для детей хорошие программы вроде проекта Klitschko Foundation “ZERO WASTE SCHOOL”: школы заполняют заявку, чтобы получить финансирование и менторскую поддержку для обучения детей сортировке мусора - от знаний до необходимой инфраструктуры с контейнерами.
До сортировки ты не знаешь, что ты выбрасываешь и в каких количествах. Как только начинаешь сортировать, видишь горы вторсырья и думаешь “Это я раньше все выбрасывала и отравляла окрущающую среду?”
У людей появилась надежда, что их ежедневные усилия дадут результат, что их действия на бытовом уровне решают многое. Они почувствовали, что становятся центром этой культуры и знаний, запускают цепную реакцию и влияют на свое окружение. Чем больше будет сортирующих, тем быстрее власть поймёт, что эту новую культуру нельзя остановить, что нужно на эту активность реагировать и принимать законы.
Мы планируем открытие новых станция, но это случится, когда мы будем уверены, что станция может выходить хотя бы в ноль. Сейчас она выходить в ноль по аренде и по затратным материалам, но не по зарплатам работников. Чтобы станция работала как часы, нужна огромная команда: сортировщики, консультанты, водители, кураторы, SMM-специалисты. Мы как раз работаем над устойчивой моделью работы станции. Поэтому и зарегистрировали торговую марку: мы верим, что этот проект может быть успешным в франшизе. Сейчас мы оптимизируем все процессы и внедрили CRM-систему, чтобы контролировать все направления деятельности. Сегодня “Україна без сміття” - сильный и узнаваемый бренд, и теперь мы хотим помочь новичкам привлечь внимание людей в регионах.
Нарушений прав на нашу торговую марку не было, разве что один раз небольшое село запустило проект с аналогичным названием и картинкой - это произошло скорее по неопытности. Мы предупредили их, что нам важна наша репутация, и, если они заинтересованы в партнерстве, мы готовы сотрудничать, но мы должны знать все детали их деятельности.