Регистрация торговой марки в Украине – это процедура получения исключительных прав на обозначение. В качестве торговой марки можно зарегистрировать не один объект. Чаще всего регистрируют только название, изобразительный элемент компании или их комбинацию. Это далеко не полный перечень того, на что можно получить права. В этой статье мы ответим и расскажем о видах торговых марок.
Виды торговых марок.
Самые распространённые виды торговых марок – словесная, изобразительная и комбинированная. Именно на эти виды торговых марок подается большая часть заявок на регистрацию заявителями - физическими и юридическими лицами. При этом существуют виды ТМ, о которых мало кто слышал. Некоторые из них удивят вас. Всего существует 4 основных вида торговых марок:
- Словесная торговая марка.
- Изобразительная торговая марка.
- Комбинированная торговая марка.
- Другие виды ТМ.
Подробнее о каждом из видов торговых марок читайте ниже.
Словесная торговая марка.
Такой вид обозначения полностью соответствует своему названию: включает в себя только слова, буквы или цифры. Это может быть название компании или сервиса, название товара или продукта, который вы производите. Это самый распространённый вид ТМ. В качестве словесной марки, кроме названий можно зарегистрировать слоган или рекламный месседж. Каждая большая компания имеет в своем портфеле ряд словесных марок. Самыми известными словесными торговыми марками принято считать обозначения одноименных компаний: «Coca-Cola», «Apple», «IBM», «Google», «Microsoft» и другие. Словесная ТМ не может включать в себя изображение или другие элементы. Кстати, такой вид тм оптимально подходит для регистрации домена UA.
Пример из нашей практики:
Словесная торговая марка «Frantini» зарегистрированная для одежды в 25 классе. Марка состоит исключительно из букв и именно данное слово наносится на бирки одежды, производимой нашим клиентом.
Изобразительная торговая марка.
Этот вид торговой марки призван защитить изображение, графический элемент. В качестве изобразительной ТМ можно зарегистрировать персонаж или рисунок. Кроме этого, в качестве изобразительной марки можно зарегистрировать цвет или сочетание цветов для определенных товаров. Владельцем такой марки является компания «Tiffany & Co.». Они защитили цвет «Tiffany Blue», который используется для упаковок их украшений. Заявляя на регистрацию цвет, необходимо доказать экспертизе, что этот оттенок имеет различительную способность перед другими. Важно также отметить, что конкретный цвет, на который получена защита может использоваться исключительно для заявленных товаров.
Пример из нашей практики:
Изобразительная торговая марка для известного портала «Bigl». Логотип в виде следа собачей лапы. Стоит упомянуть, что заявитель также зарегистрировал ряд дополнительных обозначений – комбинированную и словесную торговые марки.
Комбинированная торговая марка.
Комбинированная марка может включать в себя несколько компонентов: словесную часть и графический символ. Отметим, что при выборе данного вида торговой марки использовать ее нужно будет в полном объёме. Зарегистрировав ТМ, которая включает в себя изображение и название, вы не сможете использовать эти элементы отдельно. Защита распространяется именно на комбинацию. Бывают случаи, когда компании регистрируют несколько торговых марок: отдельно словесную, отдельно изобразительную и, в добавок, еще и их комбинацию. Такой набор называется «серия торговых марок» и это обеспечивает защиту обозначений в полном объеме.
Пример из нашей практики:
Комбинированный знак для сети пивных баров. На изображении можно увидеть словесную часть «This is пивбар» на черном фоне в виде круга, а также два желтых кольца. Словесные элементы «This is» и «пивбар» разделены двумя желтыми точками.
Другие виды торговых марок.
Кроме привычных видов ТМ, о которых мы рассказали выше существуют и другие. Эти виды менее распространены, но не рассказать о них мы не можем. Итак, вот какие еще бывают виды торговых марок:
- Объемная торговая марка.
- Звуковая торговая марка.
Объемная торговая марка позволяет защитить любой трехмерный объект. На регистрацию заявляется трехмерная фигура, обладающая индивидуальными особенностями. В свое время именно таким способом защитили знаменитую бутылку напитка «Coca-Cola» и значок фирменного «Ягуара», который устанавливает на капот своих автомобилей одноименная компания.
Как понятно из названия, звуковая торговая марка подразумевает защиту звуков. В качестве звуков может быть использовано все, что нельзя отобразить нотами. В качестве звуковой ТМ можно также зарегистрировать «музыкальную фразу». Это часть мелодии, ее фрагмент или созвучие. В качестве примеров таких марок можно привести знаменитую мелодию «Я люблю это» от «McDonald’s Corporation» или рев льва в заставке к фильмам компании «Metro-Goldwyn-Mayer».
Какой вид торговой марки регистрировать и как выбрать вид ТМ?
Ответ на этот вопрос кроется в задачах, которые вы ставите перед собой и исходных данных. Если говорить про идеальный и комплексный подход к защите обозначений, тогда необходимо регистрировать все три вида торговых марок: словесную, изобразительную и комбинированную. Получив охрану ваших обозначений и их комбинаций во всех вариациях, вы можете быть полностью спокойны. Если ваша торговая марка состоит только из названия, – выбирайте словесную торговую марку. Если защитить нужно графический элемент или персонаж – изобразительную. Комбинированная же марка позволит защитить и название и графический элемент вместе.