Юрий Яковлев - наш клиент, авиаконструктор и основатель компании “Aeroprakt”, которая занимается разработкой и серийным производством сверхлегких самолетов. Аэропракты украинской сборки продаются по всему миру и особо востребованы в Европе, Австралии и США. Юрий рассказал нам о личных мировых рекордах, воздушном законодательстве Украины и о том, как получить лицензию пилота и купить самолет.
Сверхлегкая авиация появилась в Европе в 80-х годах. Власти разных стран упростили процедуру регистрации и порядок эксплуатации этих летательных аппаратов в сравнении с большими самолетами, и эта сфера начала бурно развиваться. Сначала к сверхлегкой авиации относили самолеты весом 390 кг, потом в 1995 году вес увеличили до 450 кг, а недавно - до 600 кг.
В 1978 году я поступил в Куйбышевский Авиационный институт. Там я попал в клуб “Аэропракт”, где начал работать со сверхлегкой авиацией. Окончив институт, получил приглашение в конструкторское бюро “Антонов” в Киеве, где работал 10 лет. Переехав в Киев, я организовал здесь клуб, который тоже назвал “Аэропракт”. В 1991 году со своим бизнес-партнером Олегом Литовченко зарегистрировал предприятие “Аэропракт”.
Комплектующие для самолетов мы собираем по всему миру. Мы покупаем листы металла, эпоксидные смолы, стеклоткань и многие другие материалы. Двигатели у нас австрийские, ткань, покрывающая рулевые поверхности самолета, французская, металл - американский и немецкий, авионика - это приборы для пилотирования, GPS - в основном американская. Самый серьезный отечественный поставщик - компания “КиевПроп” - они делают отличные пропеллеры, известные во всем мире. Мы с ними сотрудничаем уже около 30 лет.
Мы продаем самолеты более чем в 40 стран. Больше всего продано в Австралию - около 250, это пятая часть всех проданных нами Аэропрактов. Много продаем в Испанию - около 70 самолетов, сейчас на подъеме американский рынок. Хорошие показатели также в Германии и в Польше. Сейчас мы делаем 7 самолетов в месяц, 84 в год.
Практически всем людям снятся сны, что они летают. Это желание врожденное. В основном самолеты покупают для удовлетворения своих духовных потребностей. Их можно использовать и как транспортное средство, но, допустим, сравним их с гидроциклом - какая тут практическая ценность? Это скорее развлечение. Однако люди все равно хотят их покупать. Существует и экзотическое применение наших самолетов, например, выпасание скота в Австралии. Там, на огромных просторах, технологии животноводства несколько иные: наши маневренные самолеты могут летать на маленькой скорости, поэтому им легко собрать и направить стадо овец или коров в загон.
Им нужны самолеты с туалетом, с креслами и с личным пилотом. Такие бизнес-джеты положены им по статусу. Наша же аудитория - это средний класс, но его в Украине мало. Здесь мы можем продать самолет в виде набора для быстрой сборки. И владелец - с нашей помощью или сам - может достаточно быстро его собрать и не очень быстро зарегистрировать в государственной авиационной службе. Чтобы летать легально, человек должен иметь лицензию пилота. Обучение стоит от 8 000 $, теоретические курсы длятся около 2 месяцев, а вот за какое время пилот налетает необходимые 40 часов - зависит от него самого. Потом нужно найти аэродром, где будет базироваться самолет, платить за стоянку самолета в ангаре и с этого аэродрома летать. Можно хранить самолет и на воздухе под чехлами. Стоимость нашего самолета в Европе - от 60 000 €. Затраты на обслуживание небольшие: в среднем он потребляет 9 л автомобильного бензина за час полета. Один из наших заказчиков оценил общие расходы в месяц в 300 $, но я думаю, можно уложиться и в меньшую сумму. В Украине мы продали за 30 лет около 30 самолетов, то есть если продаем один в год - это неплохо.
Хобби - это несерьезно, оно не требует ответственности. В частной авиации ты - и пилот, и техник, и менеджер по организации полета. Это твоя ответственность. У нас своей летной школы нет, но когда к нам приходят молодые пилоты, нам часто приходится их переучивать, потому что учились они на совершенно других моделях. Мы много внимания уделяем безопасности, у нас хорошая репутация, мы ей дорожим. На 1200 самолетов, которые мы создали за все время, минимальное количество катастроф: в наших самолетах как опция устанавливается парашютная система, которая спускает на землю весь самолет. Аэропракты много эксплуатируют в летных школах. Правда, не в Украине, так как у нас очень громоздкая система сертификации. У нас учатся в основном на американских самолетах.
В 90-х мы начинали участвовать в чемпионатах по пилотированию сверхлегких самолетов с целью продвижения наших Аэропрактов, потому что участие в выставках стоило космических денег - 1000 $ при зарплате 20 $.
Сейчас у меня десять серебряных и бронзовых медалей и четыре золотых. В 2002 году я получил первую золотую медаль со своим другом Игорем Пугачем. В 2012, 2018 и 2019 годах мы получили три золотых медали с моим сыном Тимофеем. На этих соревнованиях нужно летать очень точно, используя только карту - отклонение от маршрута не должно превышать 300 м вправо-влево. Особо горжусь своим прошлогодним мировым рекордом: я пролетел в одиночку 865 км за 9,5 часов на небольшой скорости - около 100 км/ч, а расход бензина был 3,8 л на 100 км! Наш самолет был признан самым экономичным в мире в классе до 500 кг.
Когда создаешь самолет, важно понимать, что он должен чем-то привлекать, чем-то отличаться от всего, созданного ранее. Но не слишком, потому что большое отличие - это технический риск, он может привести к неудаче проекта. Мы с моим партнером Олегом Литовченко оба выходцы из КБ “Антонов”, поэтому были воспитаны на классических авиационных конструкциях. И сами делаем самолеты классической конструкции, что привлекает наших заказчиков и дает нам определенные преимущества. В нашем бизнесе по всему миру часто работают любители без авиационного образования, которые не имеют глубоких технических знаний. Мы постоянно совершенствуем наши конструкции. Сейчас в создании самолетов из металла, с точки зрения технологичности, равных нам нет, по моему мнению.
Если выключить двигатель нашего самолета, то можно использовать термические потоки, которые поднимаются вверх, и в них висеть часами. На соревнованиях есть такое упражнение - как можно дольше пробыть в воздухе. Это достаточно сложно и требует большой концентрации внимания.
Взлетно-посадочная полоса для Аэропракта должна быть ровная, но он сможет взлететь как с асфальта, так и с травы, со скошенного поля, даже с грунтовки. Но тут как с автомобилем: чем хуже покрытие, тем быстрее будут изнашиваться некоторые части самолеты и, соответственно, тем быстрее их придется менять.
Теперешнее руководство государственной авиационной службы, я считаю, убивает легкую авиацию. Они стали с нами бороться. Мне кажется, им не нравится, что мы с ними не сотрудничаем, не сертифицируем наши самолеты. Мы не хотим сертифицировать их в Украине по двум причинам: во-первых, украинский сертификат практически нигде не признается, кроме как в Украине, во-вторых, я знаю, что необходимо будет выполнять какие-то совершенно глупые требования, что унизительно.
Одно из проявлений враждебности Госавиаслужбы - это отказ выдавать нам справки об отсутствии изготовленных нами самолетов, что экспортируются, в авиационном регистре Украины. Ранее, в течение нескольких лет, такие справки выдавались, но с начала этого года по надуманным причинам чиновники это делать перестали. Эта справка по сути свидетельствует лишь о том, что наши самолеты не имеют никакого отношения к авиационному регистру Украины, ее оформление чиновникам ничего не стоит. Недавно израильская авиационная администрация обратилась к нашей авиационной службе с запросом на эту справку, на что они ответили, что якобы не знают такую компанию как “Аэропракт”, потому что мы не сертифицированы. Вот так вот, во всем мире знают, а у нас не знают. Мы отстаиваем свои права частных пилотов, а их это очень раздражает.
Мы не сильно опасаемся, что кто-то будет использовать наше имя, ведь мы всегда сможем качественно победить конкурентов. Страшно, что кто-то может запретит нам пользоваться нашим именем, над репутацией которого, мы работали несколько десятилетий. Чтобы устранить такую опасность, мы зарегистрировали торговую марку.
Теперь у вас есть возможность попробовать самолеты "Аєропракт" в действии. Чтобы воспользоваться акцией, подайте заявку на регистрацию торговой марки на сайте.