Юрий Яковлев - наш клиент, авиаконструктор и основатель компании “Aeroprakt”, которая занимается разработкой и серийным производством сверхлегких самолетов. Аэропракты украинской сборки продаются по всему миру и особо востребованы в Европе, Австралии и США. Юрий рассказал нам о личных мировых рекордах, воздушном законодательстве Украины и о том, как получить лицензию пилота и купить самолет.

Юрий Яковлев

Сверхлегкая авиация появилась в Европе в 80-х годах. Власти разных стран упростили процедуру регистрации и порядок эксплуатации этих летательных аппаратов в сравнении с большими самолетами, и эта сфера начала бурно развиваться. Сначала к сверхлегкой авиации относили самолеты весом 390 кг, потом в 1995 году вес увеличили до 450 кг, а недавно - до 600 кг.

В 1978 году я поступил в Куйбышевский Авиационный институт. Там я попал в клуб “Аэропракт”, где начал работать со сверхлегкой авиацией. Окончив институт, получил приглашение в конструкторское бюро “Антонов” в Киеве, где работал 10 лет. Переехав в Киев, я организовал здесь клуб, который тоже назвал “Аэропракт”. В 1991 году со своим бизнес-партнером Олегом Литовченко зарегистрировал предприятие “Аэропракт”.

Юрий Яковлев

 

НАШИ АЭРОПРАКТЫ ЛЕТАЮТ НА ВСЕХ КОНТИНЕНТАХ, КРОМЕ АНТАРКТИДЫ

Комплектующие для самолетов мы собираем по всему миру. Мы покупаем листы металла, эпоксидные смолы, стеклоткань и многие другие материалы. Двигатели у нас австрийские, ткань, покрывающая рулевые поверхности самолета, французская, металл - американский и немецкий, авионика - это приборы для пилотирования, GPS - в основном американская. Самый серьезный отечественный поставщик - компания “КиевПроп” - они делают отличные пропеллеры, известные во всем мире. Мы с ними сотрудничаем уже около 30 лет. 

Мы продаем самолеты более чем в 40 стран. Больше всего продано в Австралию - около 250, это пятая часть всех проданных нами Аэропрактов. Много продаем в Испанию - около 70 самолетов, сейчас на подъеме американский рынок. Хорошие показатели также в Германии и в Польше. Сейчас мы делаем 7 самолетов в месяц, 84 в год. 

БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ЛЮБЯТ ЛЕТАТЬ

Практически всем людям снятся сны, что они летают. Это желание врожденное. В основном самолеты покупают для удовлетворения своих духовных потребностей. Их можно использовать и как транспортное средство, но, допустим, сравним их с гидроциклом - какая тут практическая ценность? Это скорее развлечение. Однако люди все равно хотят их покупать. Существует и экзотическое применение наших самолетов, например, выпасание скота в Австралии. Там, на огромных просторах, технологии животноводства несколько иные: наши маневренные самолеты могут летать на маленькой скорости, поэтому им легко собрать и направить стадо овец или коров в загон.

Юрий Яковлев

НАШИ САМОЛЕТЫ - НЕ ДЛЯ ОЛИГАРХОВ

Им нужны самолеты с туалетом, с креслами и с личным пилотом. Такие бизнес-джеты положены им по статусу. Наша же аудитория - это средний класс, но его в Украине мало. Здесь мы можем продать самолет в виде набора для быстрой сборки. И владелец - с нашей помощью или сам - может достаточно быстро его собрать и не очень быстро зарегистрировать в государственной авиационной службе. Чтобы летать легально, человек должен иметь лицензию пилота. Обучение стоит от 8 000 $, теоретические курсы длятся около 2 месяцев, а вот за какое время пилот налетает необходимые 40 часов - зависит от него самого. Потом нужно найти аэродром, где будет базироваться самолет, платить за стоянку самолета в ангаре и с этого аэродрома летать. Можно хранить самолет и на воздухе под чехлами. Стоимость нашего самолета в Европе - от 60 000 €. Затраты на обслуживание небольшие: в среднем он потребляет 9 л автомобильного бензина за час полета. Один из наших заказчиков оценил общие расходы в месяц в 300 $, но я думаю, можно уложиться и в меньшую сумму. В Украине мы продали за 30 лет около 30 самолетов, то есть если продаем один в год - это неплохо.

ЭТО НЕ ХОББИ, А СТИЛЬ ЖИЗНИ

Хобби - это несерьезно, оно не требует ответственности. В частной авиации ты - и пилот, и техник, и менеджер по организации полета. Это твоя ответственность. У нас своей летной школы нет, но когда к нам приходят молодые пилоты, нам часто приходится их переучивать, потому что учились они на совершенно других моделях. Мы много внимания уделяем безопасности, у нас хорошая репутация, мы ей дорожим. На 1200 самолетов, которые мы создали за все время, минимальное количество катастроф: в наших самолетах как опция устанавливается парашютная система, которая спускает на землю весь самолет. Аэропракты много эксплуатируют в летных школах. Правда, не в Украине, так как у нас очень громоздкая система сертификации. У нас учатся в основном на американских самолетах.

Юрий Яковлев

 

 МЫ ПОБИЛИ 5 МИРОВЫХ РЕКОРДОВ НА НАШЕМ САМОЛЕТЕ 

В 90-х мы начинали участвовать в чемпионатах по пилотированию сверхлегких самолетов с целью продвижения наших Аэропрактов, потому что участие в выставках стоило космических денег - 1000 $ при зарплате 20 $.

Сейчас у меня десять серебряных и бронзовых медалей и четыре золотых. В 2002 году я получил первую золотую медаль со своим другом Игорем Пугачем. В 2012, 2018 и 2019 годах мы получили три золотых медали с моим сыном Тимофеем. На этих соревнованиях нужно летать очень точно, используя только карту - отклонение от маршрута не должно превышать 300 м вправо-влево. Особо горжусь своим прошлогодним мировым рекордом: я пролетел в одиночку 865 км за 9,5 часов на небольшой скорости - около 100 км/ч, а расход бензина был 3,8 л на 100 км! Наш самолет был признан самым экономичным в мире в классе до 500 кг.

ИЗОБРЕТАТЕЛИ САМОЛЕТА - БРАТЬЯ РАЙТ. А МЫ - КОНСТРУКТОРЫ, МЫ ТОЛЬКО СОВЕРШЕНСТВУЕМ

Когда создаешь самолет, важно понимать, что он должен чем-то привлекать, чем-то отличаться от всего, созданного ранее. Но не слишком, потому что большое отличие - это технический риск, он может привести к неудаче проекта. Мы с моим партнером Олегом Литовченко оба выходцы из КБ “Антонов”, поэтому были воспитаны на классических авиационных конструкциях. И сами делаем самолеты классической конструкции, что привлекает наших заказчиков и дает нам определенные преимущества. В нашем бизнесе по всему миру часто работают любители без авиационного образования, которые не имеют глубоких технических знаний. Мы постоянно совершенствуем наши конструкции. Сейчас в создании самолетов из металла, с точки зрения технологичности, равных нам нет, по моему мнению.

Если выключить двигатель нашего самолета, то можно использовать термические потоки, которые поднимаются вверх, и в них висеть часами. На соревнованиях есть такое упражнение - как можно дольше пробыть в воздухе. Это достаточно сложно и требует большой концентрации внимания.

Взлетно-посадочная полоса для Аэропракта должна быть ровная, но он сможет взлететь как с асфальта, так и с травы, со скошенного поля, даже с грунтовки. Но тут как с автомобилем: чем хуже покрытие, тем быстрее будут изнашиваться некоторые части самолеты и, соответственно, тем быстрее их придется менять.

Юрий Яковлев

 

РАНЬШЕ ГОСУДАРСТВО НАМ, СЛАВА БОГУ, НЕ ПОМОГАЛО. 

А СЕЙЧАС ВРЕДИТ

Теперешнее руководство государственной авиационной службы, я считаю, убивает легкую авиацию. Они стали с нами бороться. Мне кажется, им не нравится, что мы с ними не сотрудничаем, не сертифицируем наши самолеты. Мы не хотим сертифицировать их в Украине по двум причинам: во-первых, украинский сертификат практически нигде не признается, кроме как в Украине, во-вторых, я знаю, что необходимо будет выполнять какие-то совершенно глупые требования, что унизительно. 

Одно из проявлений враждебности Госавиаслужбы - это отказ выдавать нам справки об отсутствии изготовленных нами самолетов, что экспортируются, в авиационном регистре Украины. Ранее, в течение нескольких лет, такие справки выдавались, но с начала этого года по надуманным причинам чиновники это делать перестали. Эта справка по сути свидетельствует лишь о том, что наши самолеты не имеют никакого отношения к авиационному регистру Украины, ее оформление чиновникам ничего не стоит. Недавно израильская авиационная администрация обратилась к нашей авиационной службе с запросом на эту справку, на что они ответили, что якобы не знают такую компанию как “Аэропракт”, потому что мы не сертифицированы. Вот так вот, во всем мире знают, а у нас не знают. Мы отстаиваем свои права частных пилотов, а их это очень раздражает.

Мы не сильно опасаемся, что кто-то будет использовать наше имя, ведь мы всегда сможем качественно победить конкурентов. Страшно, что кто-то может запретит нам пользоваться нашим именем, над репутацией которого, мы работали несколько десятилетий. Чтобы устранить такую опасность, мы зарегистрировали торговую марку.

Теперь у вас есть возможность попробовать самолеты "Аєропракт" в действии. Чтобы воспользоваться акцией, подайте заявку на регистрацию торговой марки на сайте.