Татьяна Саидова - наш клиент и основательница онлайн-галереи ART FOR PEOPLE. Галерея предлагает работы украинских мастеров специализируется на художественной керамике, декоре и посуде. Кроме того, тут публикуют интересные материалы об мастерах, художниках и вдохновении. Татьяна рассказала нам о взаимосвязи между искусством, образованием общества и ценностью художественных работ.
По образованию я финансист и раньше никогда не занималась искусством. Но однажды я попала на выставку, где меня сильно впечатлила керамика. Это не просто внешняя красота: ты берешь это теплое изделие в руки, рассматриваешь эти фактуры, глазури, цвета, которые переливаются - на фотографии это сложно передать. Но создавать такие работы я не умею, а форматом “купи-продай” не хотелось заниматься. Мы с мужем основывались на своих стремлениях и ресурсах: не хотели вкладывать большие деньги в недвижимость и ремонт, потому что не знали, насколько проект будет востребован, и готов ли сейчас наш потребитель покупать предметы не первой необходимости. Так мы вдвоем открыли онлайн-галерею: муж сделал сайт, а я пошла получать арт-образование и принялась за поиски художников.
Когда мы только создали галерею, люди много лайкали нас в соцсетях, но мы не понимали, почему нет продаж - все нравится, но покупать не готовы. Со временем мы освоили таргетинг и поняли, кто наш потребитель и как к нему пробиться - все это требует времени. Так же и с мастерами: сначала я находила их на выставках, брала контакты и договорилась о сотрудничестве, а потом, когда узнаваемость галереи возросла, художники стали сами нас находить. Многие мастерами стали моими хорошими знакомыми и друзьями, я очень благодарна им за доброту и открытость: мы были никому не известным начинающим стартапом без опыта, но их это не смущало, и на наше предложение о сотрудничестве они с радостью соглашались.
Галерея берет комиссию от продаж работ, поэтому нам необходимо активно продвигать художников. Наша галерея не похожа на интернет-магазин, где много рекламы и мелькающих баннеров. Мы сделали все чисто, чтобы оформление выглядело хорошо и со вкусом, и чтобы ничего не отвлекало от искусства. Работы настолько яркие, что сами создают дизайн галереи.
Мы видим своей целью не только продвижение украинского искусства и реализацию работ, но и образование. Людям нужно рассказывать, в чем ценность работ и почему керамическая чашка стоит 400 грн, а небольшой декор - 1000 грн. В нашем Facebook и Instagram люди до сих пор пишут комментарии: “И это стоит тысячи? Это просто смешно!” Я уверена, что люди лишь тогда будут потребителями таких работ, когда поймут их суть - что стоит за этими вещами. Особенно многим сложно понять современное искусство: оно не всегда красивое, потому что художники выражают свое восприятие реальности, и люди не понимают, как восхищаться неэстетичным искусством. В данном контексте существенную роль играет вопрос образования.
У нас две категории покупателей: первые - ценители, которые заходят на сайт и покупают одну крупную работу, и вторые - любители, которые чаще покупают не очень дорогие симпатичные вещи - вазоны с растениями, чашки, посуду. Одесситы у нас часто берут милую чашечку с морем и корабликом. Все изделия выполнены вручную, поэтому каждая работа особенная, ведь невозможно от руки нарисовать дважды одинаково.
Сейчас мы увеличили продажи даже сравнительно с докарантинными показателями. Керамику часто берут в качестве подарков. Я сама являюсь главным амбассадором бренда: на моей кухне есть изделие, наверно, каждого мастера нашей галереи. Мне хочется купить все - чтобы использовать, трогать, пить кофе из этих чудесных фактурных чашек.
Кроме декоративной, изделия выполняют вполне утилитарную функцию. Недавно мы приняли заказ у женщины из США, которой нужна была достаточно прочная посуда, чтобы греть ее в микроволновке и мыть в посудомоечной машине.
Хотя бы дважды в год онлайн-галерея должна делать выставку для посетителей, поэтому прошлой осенью мы арендовали в киевском Национальном ботаническом саду имени Н.Н.Гришко помещение возле купольной оранжереи и реализовали проект выставки "Сады Семирамиды". Люди могли наслаждаться прекрасной природой и художественной красотой: на стенах висели картины, а на постаментах стояла керамика. Мы организовали мастер-классы для детей и взрослых по интуитивному рисунку и лепке из глины.
В рамках выставки Благотворительный фонд Сергея Горового провел благотворительную ярмарку для детей с особенностями развития. Совместно мы проводили для деток мастер-классы. Выставка длилась около двух недель, и нам удалось собрать более тысячи людей. Этот опыт - незабываем.
Я хотела бы вывести галерею в офлайн-формат, а также открыть центр детского творчества: дети впитывают информацию и открыты к новому - им легко понять и полюбить искусство. Сейчас это тренд: у украинцев возвращается интерес к национальной айдентике, к символам и знакам - это огромный культурный пласт. Поэтому украинским музеям и галереям также важно развиваться. Примером является Национальный художественный музей Украины, который провел ребрендинг и стал интересным для молодежной аудитории - теперь он актуальный и живой. У них была активная реклама, их трансформацию обсуждали, они говорили о себе - и о них тоже стали говорить. В стенах музея даже проводили занятия по йоге.
Торговую марку я зарегистрировала, потому что хотела вкладывать в свой бизнес не только деньги, но и максимум творческой энергии. Я уже сталкивалась с неприятными ситуациями: человек на аутсорсинге продвигал страничку галереи, но мы не сошлись во взглядах, и я решила прекратить сотрудничество, сообщила, что страницу я забираю, посколько она развивалась за мои деньги, на что человек возразил, что это его страница, и отказался отдавать пароли. Казалось бы, онлайн-галерея - это небольшой бизнес, но в любом случае ты делишься своим именем с людьми, которые тебе помогают, и, оказывается, каждый может захотеть отщипнуть кусочек от проекта.