Юлия Каленская и Артем Скубенко - наши клиенты и основатели семейного предприятия по производству традиционных алкогольных напитков «Хани Баджер». Они возрождают старинные украинские рецепты наливок и настоек. Юлия рассказала нам об алкогольных стереотипах украинцев, а также поделилась идеями любимых коктейлей, которые можно делать из уникальных ягодных наливок.
Я много лет жила за границей. Как бы банально это не звучало, приезжая в Украину, я обычно везла отсюда на заказ в качестве сувенира бутылку водки - потому что нашу водку знают во всем мире, к тому же, это доступно. Хотя это такая несправедливость, ведь когда, скажем, гостишь у бабушки в селе, то по праздникам всегда достаются из закромов собственноручно сделанные напитки - настойки и наливки. И понимаешь, что эти исторически национальные украинские напитки вовсе отсутствуют на рынке. Украина также и не винодельческая страна, хотя последнее время этот рынок начал стремительно развиваться. А вот наливки упоминают в своих произведениях и Котляревский, и Шевченко.
В таких размышлениях у нас появилась идея создать продукт, который будет красиво выглядеть, который можно будет подарить как сувенир, и которым можно будет насладиться в кругу родных и близких.
У НАС ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ ВОЗРОДИТЬ КУЛЬТУРУ ПИТЬЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАПИТКОВ
Так наше хобби перевоплотилось в бизнес. В нашей семье много лет производили домашние напитки, а уже в 2015 году мы сделали “пилотную” партию алкоголя: 50 бутылок мы подарили друзьям и знакомым к новому году, чтобы услышать отзывы. Все были в восторге и сказали, что однозначно покупали бы настойки для себя и в подарки.
Без регистрации торговой марки бизнес не сдвинется с места. Для нас было важно зарегистрировать свой бренд, чтобы продолжать вкладывать в свое развитие, тут нам очень помогла компания ProfitMark, что позволило нам быстро и эффективно пройти данный этап.
В моей семье из поколения в поколение передается рецепт настойки “на пчелах” - ее делает мой отец. До него напиток готовили его дед и прадед. Моя мама - пищевой технолог, она много мне подсказывала и помогала в процессе перехода от «домашнего» производства к индустриальному.
Нашей главной задумкой было собрать рецепты из разных регионов Украины. Мы много спрашивали местных жителей в деревнях, экспериментировали, а дальше действовали по такому принципу: если мы уже заявляем, что рецепт происходит из определенного региона, то там и закупаем ягоду.
Ведь по большому счету малина, вишня и смородина растут на всей территории Украины, но есть регионы, где их выращивают больше - часто на экспорт. То есть если в Виннице выращивают вишню, то местные люди в деревнях знают лучше, как ее приготовить, у них есть свои секреты. Это как с борщом, который в каждом регионе Украины готовят по-разному.
У НАС РУЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
В процессе развития бизнеса перед нами встал вопрос: как это правильно и легально делать в Украине, ведь алкоголь - это акцизная продукция. Вначале мы хотели “разливаться” на одном из действующих заводах, но по нашим запросам и пожеланиям мы не нашли такую возможность.
К сожалению, когда начинаешь бизнес, никто не предлагает рецепт его успеха, и нет такого сайта, где будет 10 пунктов, что надо сделать, чтобы все получилось. Все подводные камни узнаешь в процессе. Мы прошли долгий путь в два года. Нам приходилось много консультироваться. В результате мы собственными силами разработали архитектурный план и сделали небольшой цех по производству алкогольной продукции, получили лицензию на производство. К концу 2018 года мы выпустили первую бутылку с акцизной маркой официальной продукции.
Мы используем самое качественное сырье и спирт наивысшей очистки. У нас нет ни одного усилителя вкуса или красителя. Сама ягода сертифицирована: она проходит регулярную проверку, потому что часто задают вопросы - чем обрабатывали эту ягоду, чем поливали... Мы к этому подходим серьезно. И эти анализы уже даже необязательно делать по государственным стандартам, но мы продолжаем это виполнять. Это важно в первую очередь для нас - быть уверенными в том, что мы предлагаем покупателю.
МЫ НЕ ХОТЕЛИ ДЕЛАТЬ НАСТОЙКИ ДОМА ИЛИ В ГАРАЖЕ
Мы ставили перед собой цель создать продукт, который будет стоять на полке магазина и достойно выглядеть. Сейчас у нас два вида напитков: настойки - крепкие и горькие - 37% и ягодные наливки - 17% - это приятный и легкий напиток.
Когда люди слышат слова “наливка” и “настойка”, они почему-то сразу представляют самогон или какой-то продукт загадочного происхождения и низкого качества, который хранится в непонятной посуде и который разливают в пластиковые бутылки. Такие ассоциации у людей - что это обязательно дешево и стыдно.
Мы боремся за то, чтобы менять такое отношение: мы специально не использовали такие модные слова как “дижестив”, потому что настаиваем, что “настойка” - это классно! Пусть иностранцы привыкают. В Италии есть аналог нашим наливкам - граппа, в Венгрии - палинка, в Польше - налевка, причем там именно местная молодежь их пьет. Во Львове и большинстве западных регионов к этой культуре тоже постепенно возвращаются.
ДЕГУСТАЦИИ - НАША ЛУЧШАЯ РЕКЛАМА
Наши напитки - это именно тот случай, когда лучше один раз попробовать, чем сто раз увидеть или услышать. Мы участвовали в “Алкомаркете”, который организовывали “Всі. Свої” и в выставке алкоголя “Wine&Spirits”: там мы представляли свой стенд и уже во время первой презентации получили награды в слепой дегустации - платиновую медаль за настойку “на пчелах”.
Мы принимаем участие во всех подобных мероприятиях, которые проходят в Украине: знакомим публику с нашим продуктом и встречаем единомышленников. Осенью планируем посетить барное шоу “Barometer” и надеемся снова поучаствовать в “Wine&Spirits”, но все зависит от того, как будет развиваться эпидемия.
Каждый год мы делаем подарочные наборы к Новому году, Рождеству, Пасхе. Мы делали даже музыкальную книгу “Рождественская ночь” с иллюстрациями художника и мелодией “Щедрик”: туда входили бутылка и бокал - все это создает праздничное настроение.
НАЛИВКИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ КОКТЕЙЛЕЙ
Многие путают наливки с ликерами, утверждая, что они слишком сладкие и сахарные. Это совсем не так, в них минимальное количество сахара. Вишня - классическая наливка, там чувствуешь вкус косточки, малина - это вкус лета, когда закрываешь глаза, вдыхаешь аромат и представляешь себя на природе, смородина имеет ярко выраженный вкус и аромат, она слегка терпкая и кисловатая. У меня есть собственное ноу-хау: если добавить наливку в игристое вино, получается отличный летний ягодный “шприц”.
КАРАНТИН ВЕРНУЛ НАС НА НЕСКОЛЬКО ШАГОВ НАЗАД
90% наших рынков сбыта были закрыли: мы только начали продаваться на авиалиниях МАУ, в Duty Free, в ресторанах, барах и отелях, когда начался карантин, и стало понятно, что все они закрыты на неопределенный срок. Это простимулировало нас быстро начать работу с супермаркетами - Good Wine, Сильпо, Le Silpo - в рамках "Лавки традиций".
Мы хотим экспортировать нашу продукцию во все страны, где есть украинская диаспора и не только: уверена, наши наливки с удовольствием попробует и немец, и англичанин. Пока люди не ведут такой бизнес и даже не разговаривают об этом: сейчас нельзя даже образцы передать. Но как только мир отойдет от пандемии, мы продолжим популяризировать украинские традиции.