Михаил Джамаль - наш клиент и общественно-активный предприниматель. Переехав из Крыма в 2014 году, он построил в пригороде Киева “Крымский квартал” - комплекс, где приобрели таунхаусы волонтеры, активисты и ветераны объединенных сил. Михаил рассказал нам о важности формирования своего окружения, о своих новых проектах, а также почему гражданская позиция - это движущая сила нашего общества.

Михаил Джамаль

 

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ “КРЫМСКОГО КВАРТАЛА” ВЫСТРАИВАЛАСЬ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ МОМЕНТАХ

До 2014 года я жил в Крыму. Переехал в Киев сразу же после начала аннексии полуострова Россией. Киев - близкий для меня город: я здесь учился, у меня тут много друзей, и именно в Киеве я делал свои первые шаги в бизнесе. Когда я переехал, у меня было твердое убеждение, что я не хочу жить среди людей, которых не понимаю. Так сложилось в Севастополе: я думал, что знал, кто мои соседи, а потом оказалось, что это люди, которым совершенно неважно развитие, люди, которые хотят вернуться в прошлое, и мне с ними точно не по пути. Так что в Киеве у меня появилась цель создать себе комфортное окружение. “Крымский квартал” мы начали строить в июне 2016 года, а открыли для заселения в декабре. Я - эгоист и не скрываю этого, поэтому я сам выбираю себе соседей. Никто из застройщиков никогда не предлагает отбора среди покупателей недвижимости. Я часто отказывал людям в покупке жилья, не раз это провоцировало скандалы в прессе. Критерии отбора такие: человек должен быть украинцем в своих действиях - не ездить в оккупированный Крым, помогать армии, участвовать в общественных движениях и в целом всячески способствовать сохранению и укреплению нашей страны. Кстати, язык общения людей нам абсолютно не важен. Основное - это гражданская позиция.

Михаил Джамаль

 

МНОГИЕ ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ДОБРО ТИХО

Меня удивляет, когда публичных людей обвиняют в том, что они кому-то помогают якобы напоказ, для пиара. Публичные волонтеры - это хабы, которые собирают тысячи людей и объединяют их для решения конкретной задачи. Главное, что человек понимает, что происходит в стране, он активный и помогает тем, чем может. Мы принимаем к себе людей с гражданско-правовыми ценностями, аналогичными нашим, -  тех, кто убежден, что все зависит только от него и ни от кого больше. Когда человек медийный и делает что-то полезное, он должен об этом рассказывать, привлекать внимание, показывать своим примером, что это норма. Считаю, любой публичный человек должен уделять внимание социальным вопросам. Самые крупные в мире меценаты - миллиардеры. Да, они зарабатывают большие деньги, но при этом не забывают о своей социальной ответственности. Ведь чем больше у тебя возможностей и чем больше ты зарабатываешь, тем больше времени и ресурсов должен посвятить волонтерству. Я с каждого проданного дома выделяю деньги на волонтерство и считаю это нормой.

Михаил Джамаль

 

В США И В ЕВРОПЕ ЛЮДИ ПОКУПАЮТ ГОТОВЫЕ КВАРТИРЫ - С ОТДЕЛКОЙ И С МЕБЕЛЬЮ

Когда мы начинали строить, цена дома со средней комплектацией  в “Крымском квартале” составляла 36 500$ - это цена однокомнатной квартире в спальном районе Киева. 

Сейчас “Крымский квартал” заселен полностью: 30 домов готовы, заселены  25 домов, в остальных еще идет ремонт. Инфраструктуры пока немного: детская площадка, спортивная площадка, супермаркет, аптеки, частные клиники. Службы доставки и такси уже спокойно к нам ездят, потому что это ближняя зона Киева. Все жители имеют персональный транспорт, но и остановка маршрутки находится в 500 м.

Многоквартирные дома я терпеть не могу, считаю, что они некомфортны для жизни. Я против того, чтобы ближайшие к Киеву села застраивали многоєтажками. Я понимаю, что высотки способствуют развитию инфраструктуры и что спрос рождает предложение, так что все, что я могу - противодействовать захвату земель многоэтажками, покупая землю и строя на ней небольшие дома. Место для строительства я выбрал изначально для себя: купил участок, построил дом, а потом рядом купил землю для бизнеса. Комплекс расположен на улице Крымской - это мы ее так назвали: просто очень убедительно попросили Сельсовет. По нашей инициативе еще добавили улицы Севастопольскую и Балаклавскую. 

Таунхаусы относятся к категории “А” по европейскому стандарту энергоэффективности и к “Е0” по экологичности - это очень хорошие показатели. В США такие дома служат 50+ лет. Я не знаю, будут ли они служить так же, но, если посмотреть на построенные у нас 50 лет назад дома из кирпича, уверен, что эти будут служить не хуже. 

Михаил Джамаль

Когда вы рассматриваете покупку любой новостройки, то всегда понимаете, что вам еще кучу денег нужно будет вложить в ремонт. Он всегда делится на два этапа. Первый - базовая комплектация: вы покупаете стены с заведенными коммуникациями. Для этой базы нужно сделать очень много работ, чтобы довести до стадии чистовой отделки. Второй этап - работы под ключ с чистовой отделкой. 90% рынка предлагают при покупке базовую комплектацию: вы получаете бетонные стены с водой и отоплением, а дальше вся разводка - это ваши проблемы. Мы же предложили за те же деньги комплектацию под чистовую отделку - когда уже разведена электрика, вода, отопление, канализация, вентиляция. То есть покупатель красит стены, кладет плитку, натягивает потолки, вешает светильники - и можем заселяться. Кроме того, мы начали предлагать несколько дизайн-проектов на выбор. 

Площади домов одинаковые, планировка может варьироваться, а комплектаций мы предлагаем три: база, под чистовую отделку и под ключ. И все последние дома у меня приобретены именно под ключ. Потому что люди не хотят заморачиваться с отделкой, а хотят выбрать диван, кровать и занавески, и заселиться. Плюс ко всему, это разные цифры - когда я делаю отделку, и когда человек сам себе делает, потому что я покупаю у поставщика оптом, некоторые материалы заказываю прямо с завода, и цена, само собой, существенно ниже. Только в постсоветских странах квартиры продаются в состоянии так называемой строительной готовности, за границей же люди въезжают в уже готовые к жизни помещения. Надеюсь, мы тоже скоро придем к этому. 

НАШИ ПОКУПАТЕЛИ - ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ ДРУЗЕЙ

У нас работает сарафанное радио. В моем новом проекте “Mallorn”, который я начал в прошлом году, всего 13 домов. Из них заселены уже 2, проданы 7. Там действует тот же принцип отбора жильцов, что и в “квартале”. Это гарантия дружной атмосферы.

Во внутреннем чате жильцом “Крымского квартала” каждый день можно увидеть фразы “Еду на Теремки, кого-то забрать?” или вечером  “Еду домой, кому-то что-то захватить в супермаркете?” Недавно вообще была история: соседи пишут “Уезжаем в отпуск, кому можем оставить кота? Кот - диабетик. Кто умеет делать уколы?” Я умею, это не проблема, приходил к нему делать уколы и кормить.

Михаил Джамаль

 

НЕДВИЖИМОСТЬ - ЭТО АКТИВ, КОТОРЫЙ МОЖНО СПОКОЙНО ПРОДАВАТЬ И МЕНЯТЬ

Мы слишком укореняемся. Мне кажется, люди не должны жить поколениями в одной и той же квартире. Это советский образ мышления, который мешает нам воспринимать квартиру как инвестицию. В наше время ведь можно быть мобильным: сегодня ты живешь здесь, а завтра ты продаешь жилье и покупаешь его в другом месте, потому что тебе так удобнее. Например, как я это вижу: молодые люди, имея 10 000 $, покупают себе смарт-квартиру в рассрочку на 5 лет. За 5 лет они ее выплачивают. Потом меняются жизненные обстоятельства - появляются дети, например. Эта квартира продается и покупается что-то большее. И так по мере необходимости человек увеличивает или уменьшает свою жилплощадь.

Банки не кредитуют загородную недвижимость и частные дома, это недостаток нашей системы. Но я даю покупателям рассрочку от себя: 60% первый взнос и рассрочка на период до года, в “Крымском квартале” давал до трех лет. 

Следующим моим проектом планировался семиэтажный “Ай-Петри” в Киеве. Но пик падения цен на квартирную жилую недвижимость придется на сентябрь-октябрь, поэтому пока что я не хочу так рисковать и начинать строительство в городе. Поэтому пока планирую  начинать “Херсонес” - небольшой городок отдельно стоящих домов, таунхаусов и дуплексов. Сейчас веду переговоры с несколькими владельцами земельных участков до 2 га.

По образованию я юрист, и мне это очень помогает по жизни. Я понимаю важность защиты своих прав, особенно, прав на интеллектуальную собственность. Первую торговую марку я зарегистрировал через Profitmark еще в 2006 году.