Максим Головкин и Артур Корнев - основатели “MaxArt Events” - агентства по организации концертов мировых звезд. Они рассказали нам, как привозят всемирно известных исполнителей в Украину, и за какой гонорар к нам готов приехать Канье Вест.

Максим Головкин и Максим Корнев

Все началось с идеи провести в Украине концерт наших друзей - итальянского оперного поп-трио “Il Volo”. Максим живет в США и наладил там отношения с самым большим в мире ивент-агентством по проведению концертов. Когда они увидели, как мы провели свое первое мероприятие в Украине, то сами проявили инициативу и стали тесно сотрудничать с нами. Мы основали агентство в 2017 году, в названии объединили свои имена - Максим и Артур. 

Максим Головкин и Артур Корнев

 

Обычный алгоритм у нас такой: отправляем запрос артисту, договариваемся об условиях гонорара, согласовываем возможную дату площадки и дату, удобную артисту, делаем анонс мероприятия и продаем билеты.

Каждый артист соответствует определенному формату ивента, в зависимости от этого мы выбирает площадку и прикидываем, сколько зрителей может собрать артист. На концерте важно все - свет, звук, сама площадка, которая создает атмосферу. Например, на концерте Малума, который в прошлом году проходил во Дворце Спорта, были генераторы СО2 эффекта и невероятное количество света и звука. Все это необходимо для создания масштабного шоу. Важен даже кейтеринг, который обслуживает площадку: артисты - часто эмоциональные люди, и если они будут чем-то недовольны, то не смогут дать зрителю нужного настроения и драйва. 

ШОУ-БИЗНЕС ПОСТРАДАЛ ОТ КАРАНТИНА БОЛЬШЕ ВСЕХ

С начала карантина мы не можем проводить никаких мероприятий, множество ивентов мы перенесли. Раньше было так: если концерт не состоялся по нашей вине или по вине артиста, мы возвращали деньги. Но карантин попадает в категорию форс-мажорных обстоятельств, поэтому возврат мы не делаем и переносим все события на более безопасное время. Все они состоятся: по закону люди могут воспользоваться купленными билетами на мероприятие, которое должно пройти не позднее, чем через 9 месяцев после запланированной даты. Если пройдет больше 9 месяцев и мероприятие не состоится, люди имеют право просить возврат. А если событие отменяется, мы обязаны всем вернуть деньги.

Максим Головкин и Артур Корнев

Не все деньги от продажи билетов - это прибыль организаторов: определенную сумму мы сразу же отдаем артисту, а также на аренду площадки и рекламу. При этом билетные операторы, через которых мы реализовывали часть билетов, не выплачивали нам деньги за уже проданные билеты. Такие ситуации заставляют нас двигаться в сторону прямых продаж. То есть ситуация была следующая: когда ввели карантин, основную часть гонораров четырем артистам мы выплатили, предоплаты за аренду площадок сделали, а денег за билеты, которые мы успели продать до введения карантина, не получили. Причем ни артист, ни площадка тоже не возвращают нам деньги, потому что, опять же, это форс-мажор, и ни по одному договору они нам ничего не должны.

Но народ у нас креативный, придумали много разных альтернативных форматов в условиях карантина. Например, группа “Без обмежень” сделала очень красивый авто-концерт, зрителям формат понравился, и теперь музыканты поедут с этим шоу в целый тур по Украине. 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИДЕТ НАМ НА ВСТРЕЧУ

В вопросе ослаблений карантина наш бизнес связан с туризмом, поскольку завязан на перелетах иностранных знаменитостей. Последний месяц мы плотно занимаемся вопросом выхода из карантина, общаемся с рабочей группой в Верховой Раде и Кабмине. С 10 июня разрешили проводить мероприятия в закрытых залах при условии, что кресла будут стоять на расстоянии 1,5 м друг от друга. В кинотеатрах зрители должны сидеть в шахматном порядке. А еще многие клубы сейчас сдвигают столы по 4 человека, приглашают звезду для развлекательной программы и функционируют как ресторан. Организаторы не продают билеты, а принимают гостей с условием депозита на еду.

Мы надеемся на скорейшее восстановление шоу-бизнеса: с 15 июня разрешили въезд в Украину гражданам стран, в которых эпидемиологическая ситуация не хуже, чем в Украине, а так уже почти во всей Европе. Так что у нас на июль даже запланированы два диджея в формате “ресторана”.

На карантине мы занимались оптимизацией сайта, настроили независимую продажу билетов и теперь можем продавать их самостоятельно без билетных операторов. Карантин дал нам время подумать, что мы будем делать дальше. Сейчас мы обдумываем новые проекты. 

УКРАИНСКИЙ ЗРИТЕЛЬ ДОСТАТОЧНО ИЗБАЛОВАН

Цена на билет зависит от стоимости звезды. Гонорар диктуется артистом и напрямую зависит от его популярности. Обычно, если посчитать всю затратную часть проекта - это гонорар артиста, умноженный на два. Он варьируется от 2 000 $ до нескольких миллионов. Гонорар репера Канье Веста, например, за одно выступление составляет 5 000 000 $, Дрейка - 1 300 000 $. Но они могут не приехать. Для артистов такого масштаба это не деньги, как бы нам тяжело не было это понять. Если у них стоит выбор между получить 1 300 000 $ и днем отдыха, всегда существует вероятность, что они выберут отдохнуть. У артиста в любом контракте есть оговорка, что, если ему не позволяет приехать его здоровье или самочувствие, то отмена концерта происходит без штрафных санкций. Если он говорит организатору, что вчера сорвал голос, то для него это уже является уважительной причиной, это для него форс-мажор - он же без голоса не сможет выступить. Более того, в США настолько с этим строго, что, если исполнитель дает концерт с охрипшим голосом, то организатор мероприятия может засудить его на сумму гонорара, потому что артист не предоставил шоу, прописанное в контракте. 

Максим Головкин и Артур Корнев

В таких случаях звезды просто отменяют концерт, не возмещая ничего, и переносят на другую дату. Так у нас было с репером TYGA: у него было запланировано выступление в Киеве, но за 10 дней до этого он заболел и улетел домой в США. Он отменил не только наш концерт, но и несколько концертов в Европе. И даже если бы он выздоровел через 5 дней, то вряд ли прилетел бы в Киев -  артисты ради одного концерта к нам из США не летают, им это невыгодно.

В Украине очень отличается восприятие концертов в разных регионах. Из нашего опыта похожи Киев и Одесса, а во всех остальных городах ощущаем свои устои и порядки. Например, во Львове несколько дней до и после Пасхи люди вообще не ходят на концерты в силу своей религиозности и консервативности. 

На любом мероприятии есть и фанаты, которые ездят за любимым артистом по всему миру, не пропускают ни один концерт и всегда заранее хотят договориться с организаторами, чтоб сделать специальный плакат для артистов или какие-то подарки. 

В регионах, конечно, мероприятий намного меньше, чем в Киеве, и часто ивент, который хорошо пойдет в Одессе или в Харькове, не пойдет в Киеве, потому что у киевлян намного больше выбор: на одних выходных здесь может быть десять мероприятий, а в Одессе два. Качество самих артистов и мероприятий  у нас намного выше, чем даже у таких европейских соседей как Словакия и Румынии. До карантина были артисты, которые сами стремились попасть в Украину, связывались с нами и говорили, что хотят выступить на определенной площадке.

МНОГИЕ ЗВЕЗДЫ БОЯТСЯ К НАМ ЕХАТЬ ИЗ-ЗА БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ПРОВОЛОЧЕК

Обычно с артистом на концерт едут сотни грузовиков, а из-за того, что Украина не в ЕС, все это оборудование приходится декларировать на таможне, что занимает много времени. Оформлять документы приходится как на ввоз, так и на вывоз. Когда мы организовывали концерт Малума, он завозил около 7 т оборудования. На выезде из Украины наши пограничники продержали его команду около 16 часов, из-за чего Малума опоздал на концерт в Болгарии. Если артисты не доедут вовремя, то будут виноваты в несостоявшемся концерте. 

Максим Головкин и Артур Корнев

При этом билет в Украине может стоить дороже, чем билет на того же артиста в Западной Европе. Связано это только с тем, что у нас нет таких масштабных площадок, как там. Ведь чем больше зрителей, тем дешевле стоит билет. Гонорар артиста не зависит от количества людей: для 5000 зрителей он поет или для 20000 - на сумму это практически не влияет, а вот средняя цена билета существенно меняется. 

Торговую марку мы зарегистрировали, чтобы под нашим именем не проводили мероприятия и не использовали наш бренд. Были ситуации, когда мошенники пытались продавать билеты от нашего имени: они часто создают фиктивные сайты, копирующие сайты организаторов или билетных операторов, берут деньги за билет, а потом человек приходит на мероприятие и не может пройти по этому билету. Мы сами организовываем систему контроля входа, никому это не доверяем, видим каждый билет - кем и когда он был продан. Мы всегда советуем покупать билеты у организаторов напрямую, потому что мы всегда знаем всю историю вашего билета вплоть до секунд продажи и номера транзакции платежной карты. Покупая билет у организатора, зритель оплачивает, кроме номинальной стоимости билета, только процент за использование платежной системы - это 2-3%. А при покупке у билетного оператора сервисный сбор за билет часто доходит до 15% от номинальной стоимости. Эти 15% оператор забирает себе. И в случае возврата билета сервисный сбор не возвращается.