Дмитрий Лубкин - наш клиент и один из организаторов общественной организации “Мой Голос”. Дмитрий принимает участие в избирательных кампаниях с 1998 года. Он рассказал нам о проектах ГО “Мой голос” и перспективах онлайн-выборов в Украине.
ГО “Мой голос” была создана в 2016 году людьми, которые познакомились на Майдане и после 2014 года активно включились в общественную жизнь, принимая участие в процессе реформирования Украины.
Наша главная цель - разработка инструментов для внедрение цифровой демократии в Украине. Начинали мы с сотрудничества с Латвией и создали аналог их национального проекта - “Платформу гражданских инициатив "Мой Голос" - единственный в Украине негосударственный сервис петиций. Со временем мы приостановили работу с латышскими партнерами и сейчас больше занимаемся образовательными программами, посвященными цифровой демократии, избирательным и конституционным правам граждан.
Костяк нашей команды состоит из 10 человек, но общее количество привлеченных людей - тех, кто писал петиции, участвовал в проектах и в обучении - более 2 000.
В основном нас финансируют западные партнеры - Фонд демократии при посольстве США, Министерство иностранных дел Латвии и другие.
Последний наш большой проект “Женщины в местном самоуправлении” был реализован при поддержке КМДА. Гендерные вопросы сейчас очень актуальны, кроме того, местные выборы-2020 стали первыми выборами с обязательными для выполнения гендерными квотами: по новому законодательству в каждой пятерке партийного избирательного списка должны быть как минимум два кандидата каждого пола. То есть гендерный минимум для женщин и мужчин составляет 40%.
Мы провели два курса учебной программы “Женщины в местном самоуправлении". Программа предоставляет возможность женщинам реализовать себя в качестве депутатов Киевского городского и местных советов разных уровней, помощниц депутатов или руководительниц избирательных штабов. Каждый из модулей курса нацелен на развитие навыков в проведении избирательных кампаний, взаимодействии с обществом и властью.
Мы поддерживаем активных женщин, которые стремятся эффективно влиять на события в общественной жизни города, которые хотят попробовать себя в роли лидера гражданских инициатив или активиста правозащитного движения, а также готовы бороться с коррупцией и незаконными действиями местной власти.
Среди участниц курса есть женщины, которые победили на местных выборах. Есть и те, кто после прохождения курса и осознания всех обязанностей депутата решили не баллотироваться, потому что поняли, что им это не подходит.
Кроме образовательных программ, мы предоставляем услуги адвокации для общественных организаций, которые видят необходимость продвижения законопроектов на уровень Верховной Рады. Мы помогаем разрабатывать и внедрять в жизнь коммуникационные стратегии, проводим стратегические сессии, определяем направления дальнейшей деятельности общественных организаций.
Со следующего года мы начинаем проект “Киев - столица равных возможностей”, который является продолжением проекта по составлениею гендерного паспорта Киева - это информационный инструмент, который применяют для мониторинга обеспеченности равных прав и возможностей женщин и мужчин.
Карантин значительно ускорил некоторые процессы, связанные с электронной демократией. Мы планировали, что на внедрение многих инструментов понадобится 5-10 лет, но оказалось, что перевести людей в онлайн можно по щелчку.
В Украине достаточно сильное лобби противников онлайн выборов, но когда-то мы точно к этому придем. Вероятно, сразу не произойдет полного перехода к онлайн формату, но возможно реализовать такую систему, как, например, в Эстонии, которая стала первой в мире страной, создавшей общенациональную систему голосования через интернет, и сейчас более 30% эстонцев голосуют онлайн.
Обеспечить механизм “один человек - один голос” и защитить систему технически несложно. В той же Эстонии на случай, если, скажем, начальник заставляет подчиненных голосовать за определенного кандидата, человек может проголосовать, а потом передумать и переголосовать - на это дается две недели. В случае Украины здесь проблема больше в политической культуре и в доверии к власти: купить голос при голосовании онлайн - проще, вопрос, будут ли люди продавать голоса.
Торговую марку мы зарегистрировали с целью получить доменное имя, чтобы сайт имел короткое название, и как защиту наших проектов от несанкционированного использования нашего имени.