Анатолий Мосьпан - наш клиент и основатель одесской сети кофеен Mister Sova. Анатолий рассказал нам, как с нуля открывал для себя мир кофе и почему кофейню так любят дети.
Несколько лет назад я решил открыть бизнес. У меня был стартовый капитал, и я думал, куда вложить эти деньги. Выбирал между пивным баром и кофейней. Но бар - это более сезонный бизнес, а кофейня - универсальный, поэтому остановился на ней. Я хотел не просто зарабатывать, а создать то, что мне будет действительно нравиться.
Определившись со сферой, я пошел на курсы бариста, где научился обращаться с кофейными аппаратами и узнал, каким должен быть кофе. Спустя пару месяцев поисков помещения я нашел место рядом с домом. Первые четыре месяца, пока кофейня еще не была достаточно прибыльной, мне приходилось работать без выходных. Через полтора года знакомый предложил мне арендовать еще один павильон, и я открыл еще вторую кофейню. И вот недавно - третью. Все они в спальных районах.
Общаюсь я с работниками по-дружески: всегда их выручу, если нужно выплатить раньше аванс, всегда помогу при любой просьбе. Сотрудников в кофейни я беру уже с опытом работы, но переобучаю под себя. Я уделяю большое внимание помолу кофе, призываю ребят менять его. Мало кто так делает, хотя это важно, ведь для каждого метода приготовления кофе необходимо подбирать свой помол. Большое значение имеет и продолжительность заваривания, температура, давление.
Хотелось бы, чтобы люди меньше покупали кофе в киосках с вывеской “американо за 10 гривен”, а ценили качество напитка и свое здоровье. Получается, что многим все равно, что они пьют. А приготовления кофе - это все-таки ручная работа, она не может стоит дешево. Я закупаю достаточно дорогие зерна и молоко и хорошее оборудование. Кофе у нас индийский - 70% арабики и 30% робусты - это универсальный купаж.
Продвигаем кофейни мы в основном через Instagram, но я не вкладываю в рекламу много денег. Я больше сосредоточен на качестве самого продукта. Для меня главное достижение - когда слышу от людей, что они едут ко мне с другого конца города, потому что, попробовав кофе в Mister Sova, другой кофе они уже пить не могут.
Мы продаем в кофейнях и сопутствующие товары - полезные сладости, фитнес-батончики, леденцы. У нас есть детский уголок с игрушками, доской для рисования, раскрасками и развивающими наборы. Поэтому часть наших постоянных клиентов - люди с детьми. У меня у самого маленький ребенок, так что я хотел создать кофейню семейного типа, чтобы было комфортно и детям, и взрослым.
Я планирую расширять сеть: открывать кофейни в центре, некоторые - в формате to go, и продавать кофе через окошко - это выгоднее с точки зрения аренды.
Торговую марку я решил зарегистрировать, поскольку подхожу к бизнесу основательно. Регистрация - это не такие большие расходы, чтобы рисковать своим делом: зарегистрировал марку - и ты спокоен, что все права на бизнес принадлежат только тебе.