Сергей Готвянский - наш клиент, основатель дизайн-студии Nottdesign в Днепре и обладатель международной награды Red Dot Design Award. Сергей рассказал нам про свои проекты, эксперименты над собственным домом и каким должен быть интерьер, чтобы человек в нем был счастлив.

Сергей Готвянский

Я по профессии инженер-конструктор. Сколько себя помню, мечтал быть архитектором, но не поступил на эту специальность в университет. Инженером я работал 3 дня - понял, что это не мое. И так все сложилось, что стал архитектором, как и мечтал. Изначально у меня не было идеи создать мастерскую. Какое-то время я просто делал проекты сам, потом перестал справляться один, нашел команду. В 2008 году мы объединились с моим братом Александром Готвянским и основали в Днепре Nottdesign. Название придумал я. В нем заложен своего рода каламбур - “нот дизайн” как “не дизайн”, точнее, не только дизайн, ведь мы им не ограничиваемся.

Мы планировали делать все под ключ вплоть до строительства: он курировал строительное направление, я - архитектурное. Спустя два года мы поняли, что нужно разделить бизнес на две компании - Nottdesign и Nottbuilding. Сейчас мы собственники двух независимых студий.

Nottdesign


В NOTTDESIGN Я БОЛЬШЕ ТВОРЕЦ, ЧЕМ МЕНЕДЖЕР

В начале своего творческого пути я занимался только частной архитектурой, потом добавилось направление дизайн интерьера, позже -  предметный дизайн, а сейчас мы начали развивать еще и ландшафтный дизайн. Все эти направления мы объединяем для одной цели - создания комфортной среды для человека. Наша задача - не отдельные части интерьера, а целостная картина: от самого дома до предметов, которыми пользуется человек, и на что он смотрит в окно.

Сейчас в студии работает 10 человек. Работа над проектом происходит по такому алгоритму: мы подписываем договор с заказчиком, наши ребята замеряют помещение, я готовлю концепцию - интерьер и объемную визуализацию (баланс форм, материалов, планировку с расстановкой мебели). Согласовываем это с клиентом. Дальше занимаемся подбором мебели. Все в режиме диалога. Мы не готовим сразу несколько эскизов интерьера, а делаем один - тот, который считаем лучшим. Выслушиваем фидбек клиента, готовим альтернативный вариант, потом опять слушаем. Само собой, мнение клиента определяющее, но мы его направляем: если его решения откровенно плохие - мы смело говорим об этом. Мы всегда хотим создать золотую середину между тем, что нравится нам, и актуальностью на рынке.

Мы работаем с несколькими основными подрядчиками, с которыми нам комфортно. Когда проект готов, мы им передаем его на расчет. Если клиент советует нам кого-то своего, то мы устраиваем небольшой тендер из 2-3 компаний. 

Студия одновременно может взять 6-10 проектов в зависимости от их площади.

Red Dot


Я БЫЛ ВТОРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ В УКРАИНЕ, КОТОРЫЙ ПОЛУЧИЛ RED DOT

Red Dot Design Award — одна из самых престижных ежегодных наград в области дизайна. В 2016 мы отправили две свои работы, и они обе получили Red Dot. Я был вторым или третим человеком в Украине, который его получил. 

Мы дважды участвовали в Maison&Objet Paris - это вообще была первая выставка украинцев за границей с предметным дизайном. Кроме того, мы презентовали свои работы на Deutsche design week в нидерландском Эйндховене. Нидерландцы - вообще очень креативные ребята: у них все построено на эксперименте и создании новых материалов.

Участвуем и во всех украинских конкурсах: практически все работы, которые здесь выставляем, получают награды. У нас их уже более 20.

Студия на карантине


НА КАРАНТИНЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАКАЗОВ УВЕЛИЧИЛОСЬ НА 15-20%

Команда сейчас работает удаленно: наш КПД практически не упал, мы общаемся в Zoom. Поскольку мы мало занимаемся коммерческими объектами, по нам карантин не сильно ударил. Наоборот, пожив плотно дома, люди обратили внимание, в каких интерьерах они живут, осознали, чего им не хватает. Когда постоянно на работе, то не так остро замечаешь, что происходит дома. А сейчас появилось много желающих поменять свой интерьер. 

Мы нацелены на украинскую аудиторию, потому что хочется более близкого контакта с клиентом, в Zoom и Skype нам не хватает живого общения. Я не работал с иностранными заказчиками. Наши клиенты за границей - это украинцы, у которых там недвижимость. Сейчас мы декорируем один дом под Сан-Франциско: подбираем мебель, картины, ковры. 

Процесс создания


ЧТОБЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ КРЕАТИВНЫЙ ТОНУС, НУЖНО ПОСТОЯННО ЧТО-ТО СОЗДАВАТЬ

У нас на сайте среди категорий “квартира”, “дом”, “бизнес”, “предмет” и “искусство” есть “эксперимент”. Это вещи, которые мы создаем для развлечение - наш мозговой штурм. Мы постоянно делаем серьезные вещи, но иногда хотим ребячества - воплотить идеи ради интереса, даже если понимаем, что не сможем их продать. Эти эксперименты могут стать серьезным продуктом, а могут и нет. В экспериментах нет заказчика, там автор только ты. Мы это делаем для себя. Чтобы поддерживать свой креативный тонус, нам это необходимо. Ведь разница между архитектором и, скажем, художником в том, что художнику не говорят, какую краску использовать или что эта краска дорогая…

Художник просто творит, а архитектор - более математически сложная профессия, потому что, кроме твоего умения что-то придумать, есть еще ограничивающие факторы - бюджет и мнение клиента. 

Вообще есть два подхода к предметному дизайну. Первый - у меня появляется идея предмета, я ее воплощаю и ищу производителя. Второй - производственная компания нанимает меня как предметного дизайнера для разработки какого-то предмета - кухни, стола, зеркала. Иногда те вещи, которые я придумал себе, потом идут в серию для мебельных компаний.

МОЙ ДОМ - ЭТО МОЙ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Я недавно переехал. И мой дом стал для меня самым удивительным объектом, над которым я работал. Для меня это огромный эксперимент. Те решения, которые я не смог донести клиенту или которые были спорные - я их испробовал на себе. Это интересно. Например, для меня очень важен солнечный свет в интерьере. А создание архитектуры вместе с интерьером интересно как раз тем, что можно управлять светом. Можно продумать сценарии: когда солнце сквозь листву попадает на стены - появляются картины, узоры, которые постоянно меняются - это всегда красиво и жизнерадостно. Я рассчитывал расположение окон так, чтобы дом всегда был пронизан светом - он во всех направлениях сквозной. Моя идея - использовать в интерьере только предметы мебели, которые я сам придумал и создал. Еще я хочу использовать в доме памятные мне вещи или антиквариат. Специально для дома я придумал журнальные столики, тумбы. Возможно, эти вещи появятся в производстве, но пока я обкатываю их на себе.

Один из проектов


ЛЮБЛЮ ВСЕ ПРО БУДУЩЕЕ

В основном мы занимаемся частными интерьерами - домами и квартирами, а также делаем коммерческие объекты в Днепре - офисы, иногда магазины. Один из свежих наших интерьеров - Amel Dental Clinic в большом ТЦ «Каскад Плаза». Он победил во Всеукраинском ежегодном архитектурном конкурсе “Интерьер года”. Это даже не клиника, а стоматологический хаб будущего, разделенный на 4 части: шоурум, аудитория для обучения стоматологов, большая лаборатория, много 3D-фрезеров, 3D-принтеров - целый комплекс футуристичных аппаратов, услуг. Это B2B сегмент - стоматологи стоматологам. Для нас это была интересная работа: перед нами стояло много специализированных задач, которых просто не бывает в частном интерьере. 

Перед созданием хаба я вдохновлялся футуристическими фильмами, особенно научно-фантастическим “Ex Machina”: не для того, чтобы копировать идеи, а чтобы напитаться  атмосферой будущего. Я очень люблю фантастику и все про будущее. 

Сейчас мы заканчиваем офис компании “Алло”, работаем с ПриватБанком и многими IT-компаниями. Ресторанами и барами мы не занимаемся. Но вот два года назад сделали кофейню “Object coffee” на Сечевых Стрельцов.

Проект студии


НАШ СТИЛЬ - УЮТНЫЙ МИНИМАЛИЗМ

У нас есть свой почерк. Я бы назвал его “уютный минимализм”. Не рафинированный, а приближенный к жизни. Это интерьер, который не доминирует над человеком: в чистом минимализме сложно жить, потому что любая брошенная тобой вещь уже разрушает интерьер. Там даже человек лишний. Мы в интерьеры добавляем легкий творческий беспорядок - это позволяет человеку не напрягаться. Мы за интерьер, который допускает погрешности, неточности. Я часто добавляю какие-то как-будто слегка нелогичные и случайные вещи - это придает динамику и жизнь объекту. Например, если весь интерьер построен на сочетании серого цвета и светлого дерева, то совершенно случайно там может появится антикварный стул. Вот так: в современном интерьере вдруг появляется старый бабушкин стул. Просто потому, что хотелось. Этот предмет может представлять антикварную ценность или просто быть винтажным, доставшимся от родственников. И это задел на будущее: в этом интерьере и дальше смогут появляться вещи из других стилей. Когда в интерьере есть история - это намного интереснее, чем если он полностью стерильный.

Из инновационных решений мы, конечно, используем автоматизацию - проще говоря, умный дом: автоматическое или удаленное управление отоплением, светом, шторами. Даже сразу предусматриваем место для расположения робота-пылесоса. Это удобно.

Интерьер должен быть “прогрет” человеком, который там живет, чтобы пространство было отражением его жизненной философии. Это легко проверить. Бывает, делаешь интерьер для заказчика силой своего красноречия: убеждаешь, что определенные решения - это действительно красиво, и в итоге создаешь действительно классный интерьер со своей точки зрения. Через два года приезжаешь к клиенту, а интерьер полностью изменен не в лучшую сторону, заставлен какой-то мебелью, и понимаешь - ты не нашел то, что хочет клиент. Тот интерьер, который ты ему сделал - не его. Ему в нем некомфортно, он переделывает его под себя. 

Круто, когда спустя годы ничего не меняется, разве что немного улучшается. Когда личность сбалансирована, когда все гармонично, то и интерьер плавно развивается параллельно с человеком.

Концепт


ЧАСТО ПРОБЛЕМА - В ИНЕРЦИОННОСТИ ВКУСА КЛИЕНТА

Лет 7 назад я мечтал, чтобы ко мне пришел клиент и захотел лофт. Тогда это было что-то очень прогрессивное. А сейчас мы не беремся за объекты в стиле лофт, потому что их очень много, и вообще это не лофт. Лофт в понимании клиента - это совсем не тот лофт, каким он должен быть. 

Лофт (с англ. Чердак) - индустриальный интерьер, изначально это были заброшенные цехи больших производств. В 40-е годы в Нью-Йорке в таких помещениях селилась богема. Это всегда цельное единое пространство, плавно перетекающее из одной зоны в другую, высокие потолки, большие площади, витражные окна и такие обязательные элементы как железобетонные балки, колонны. То есть человек заселялся в производственное помещение, ставил кровать, кухню и жил. 

А для клиента лофт - это красный кирпичик, сшиб бетона и какие-то поделки из арматуры, стульчики из фанерки. Игра в индастриал. В этом нет масштабности.

Так и получается: раньше мы мечтали об этой стилистике, а когда клиент созрел - нам уже не хочется. Дизайнер всегда идет как бы впереди, а клиент успевает за ним. 

Мой любимый этап в работе над проектом  - создание концепции. Это истинный акт творения, потому что все остальное - уже производные: они будут улучшать объект, но уже не будут так категорически влиять на саму концепцию. Я люблю подумать - каким должен быть интерьер, что я хочу им сказать. Пока проектируешь и делаешь планировку - ты прям живешь в интерьере. А второй любимый момент происходит за месяц до того, как вселится клиент: когда я прихожу на объект, а он слегка не готов, уже практически все есть, но мебель и предметы еще в пленке. И вот тогда возникает это ощущение, как-будто сейчас будет театральная постановка, но ещё не открыли кулисы. Будто вот сейчас-сейчас начнется жизнь, и всё вокруг замерло и ждёт чего-то. Это очень философски.

Торговую марку мы зарегистрировали в первую очередь для того, чтобы использовать домен “ua”. С нарушениями прав на торговую марку не сталкивались, а вот на сам дизайн - да: копировали придуманные нами дизайны домов и предметы.