В Украине практически отсутствует понимание авторского права

Регистрация торговой маркиОткрыткиПоздравления

Денис Самонов - наш клиент и один из основателей S.BROTHERS&CO. Это бренд, созданный семьей энтузиастов, вдохновлённых идеей производить открытки, которые наполняли бы жизнь маленькими душевными откровениями, признаниями или пожеланиями. Денис рассказал нам об опыте жесткой борьбы за защиту своей интеллектуальной собственности. 

Денис Самонов

Мой брат Сергей - фотограф. Он много путешествовал по миру, снимал города Европы, наблюдал, насколько лучше там развита культура фотографии и производства открыток. И у него возникла идея создать такой проект у нас. Сначала это были только фотографии Сергея, а потом к нам присоединилась и моя супруга, которая иллюстрировала открытки.

S.BROTHERS&CO

 

ДО НАС В УКРАИНЕ НИКТО НЕ ПРОДАВАЛ ОТКРЫТКИ В КОНВЕРТАХ 

Наши открытки очень отличаются от всего, что есть на рынке, особенно от дизайнов на бумаге низкого качества. Когда мы начинали бизнес в конце 2012 года, никто из производителей не продавал открытки в комплекте с конвертами. В 2013 именно мы положили начало этому тренду. В Украине не было хорошего производства конвертов, поэтому нам приходилось покупать некачественные украинские конверты. Спустя год, после длительных поисков поставщиков конвертов, мы смогли создать конверт другого качества и с уникальным дизайном. Бумагу мы закупаем по высокой себестоимости, потому что она сертифицирована и подлежит переработке. Так мы не вредим природе. 

Мы начинали с маленького магазина. Оценив интерес покупателя к нашим открыткам и сделав выводы, начали планировать бизнес. С того времени мы выросли с одного магазина до 400 точек продаж по всей Украине.

S.BROTHERS&CO

 

ХОРОШИЕ УКРАИНСКИЕ ИЛЛЮСТРАТОРЫ РАБОТАЮТ НА ЗАГРАНИЦУ 

Сначала мы создавали дизайн для открыток своими силами, но, когда стали понемногу набирать обороты, поняли, что можем делать лучше. Мы стали привлекать украинских иллюстраторов - это, кстати, принципиальный момент: мы хотим поддерживать национальный рынок. Хорошие иллюстраторы работают на иностранных заказчиков, и их услуги стоят очень дорого. Мы просим у них адекватную цену для себя, но это все равно очень большие суммы. Весь наш контент - это исключительно авторская история. Если мы подписываем с иллюстратором на год разрешение на использование его работ, то мы только год их печатаем, а по истечении этого срока снова обращаемся к нему и продлеваем договор. 

S.BROTHERS&CO

Каждый год мы обновляем ассортимент. Мы хотим быть разными. Чтобы наш продукт не был однотипным и чтобы он был интересен как украинцу, так и европейскому потребителю. Мы путешествуем, сравниваем и видим, что наши открытки будут абсолютно конкурентоспособными в Европе. И по качеству, и по цене. Наша открытка стоит до 1€, в то время, как в Германии и Франции цена худшего по качеству изделия составит 2-3 €.

Пока в Украине нам есть куда расти, но уже через год-полтора мы упремся в потолок. Мы постоянно ведём переговоры, чтобы выйти за пределы страны, ищем партнеров, которые понимают ценность того, что мы делаем, и сколько это стоит. Думаю, это будет историей о том, как люди долго стучали во все двери и наконец достучались.

S.BROTHERS&CO

 

МЫ НЕ СТАВИМ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ ЗАРАБОТАТЬ ВСЕ ДЕНЬГИ МИРА СРАЗУ

Мы - монопродуктовая компания. Чтобы сделать качественный продукт, нам необходимо много инвестировать в бизнес. Рынок открыток в Украине очень маленький. Многие наши конкуренты, создав открыточный бизнес, открывают какие-то сопутствующие направления. В результате все они со временем либо вовсе отказываются от продажи открыток, либо закрываются. У нас получилось сохранить бизнес, потому что мы мобилизовали все силы и постоянно инвестируем в развитие.

У нас есть интернет магазин и соцсети, но продавать наш товар в интернете сложно, потому что психология украинского потребителя такова, что открытка - это импульсивная покупка в магазине, ее берут, проходя мимо. Про открытку думают в последний момент, пишут поздравление на коленях перед дверью или могут вообще выбросить ее и оставить только конверт, в который положат деньги. Вот и весь подарок.

В Европе у людей совсем другое отношение. По статистике британец в среднем подписывает и дарит 33 открытки в год. У многих европейцев есть свой небольшой запас открыток, и они, собираясь на праздник, выбирают, какая открытка больше подойдет определенному человеку, что ему пожелать, исходя из того, что этот человек переживает в данный период своей жизни.

S.BROTHERS&CO

Мы живем в мире, где все наше общение переходит в электронный формат, а из-за пандемии мы сейчас еще реже встречаемся. В то же время в эту эпоху технологий люди хотят иметь якоря того обычного мира: мы вешаем фото в рамки и делаем альбомы, чтобы пересматривать их и вспоминать разные моменты - в этом есть огромный смысл. Точно так же, когда мы открываем открытку и читаем поздравление, то можем вспомнить, что происходило с нами и какими мы были. Это может быть даже какое-то мимолетное событие, про которое любимый человек знал и написал что-то, ведь, кроме поздравления, открытка может содержать и мотивации, и даже извинение. Поэтому все наши открытки без текста внутри - вы сами можете ее придумать. Мы счастливы, что уже около миллиона людей использовали наши открытки и передали позитивную энергию.

S.BROTHERS&CO

 

УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС, К СОЖАЛЕНИЮ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НЕ УВАЖАЕТ ЗАКОН

Многие конкуренты подражают нашим работам: например, одну из самых популярных наших открыток - с бабочками - скопировали несколько производителей. Но каждый подошел с креативом и выполнил в своей интерпретации. Мы не против такого копирования: нам нравится вдохновлять, мы сами постоянно в поиске идей. 

Но около двух лет назад с нами произошел просто вопиющий случай, который и заставил нас зарегистрировать торговую марку. Компания по медиа технологиям и консалтингу просто отсканировала наши открытки и начала продавать их в сотнях магазинов по Украине, где мы даже не были представлены. Это были подделки низкого качества. Мы пытались решить этот вопрос с ритейлерами, на что они отвечали нам, что у нас нет доказательств того, что авторство принадлежит нам. Большинство партнеров-ритейлеров не были гибкими в понимании авторского права и того факта, что никто не может продавать наши открытки с нашим логотипом без нашего разрешения. Нам как маленькой компании больших усилий стоило выходить порой даже на собственников сетей и пытаться решить с ними этот вопрос. Мы обращались к адвокатам, заплатили много денег, они нам говорили, что мы можем судиться, но не факт, что, даже если мы выиграем, нам компенсируют наши убытки, потому что законодательство в сфере интеллектуальной собственности в Украине недавно изменилось, и еще нет практики борьбы с подделками. Мы всегда честно вели бизнес, и в этой ситуации мы были безоружны против негодяев, которые нарушили мое авторское право, моего брата, жены и наших иллюстраторов.

А дальше было самое интересное. Мы обратились за срочной регистрацией торговой марки в Profitmark, отправили логотипы. А уже на следующий день компания, ворующая нашу продукцию, пришла туда же с открыткой, на которой был наш логотип и название компании, желая зарегистрировать торговую марку. Если бы мы опоздали хотя бы на несколько часов, то потеряли бы свой бизнес: нам точно пришлось бы уничтожить все наши открытки и долго судиться, чтобы выбороть право на использование нашей торговой марки. 

После регистрации мы обратились во все компании, которые продавали подделку, и это помогло нам побороть эту недобросовестную конкуренцию. Когда наша компания сможет себе позволить долгие судебные тяжбы, мы будем идти до конца и, зафиксировав подобные случаи, будем судиться и отсуживать все. Потому что нашей стране нужны кейсы, и эти дела должны быть громкими. Мы - цивилизованное общество, которое должно строить нормальные бизнес-отношения. Иначе в Украине никогда не будет порядка. А пока что, создав бизнес, жди, что, вместо потока клиентов и признания, кто-то позавидует твоему успеху и начнет незаконно тебя копировать. Государство должно быть заинтересовано в защите интеллектуальной собственности и создать для этого рабочие инструменты, чтобы такие проекты, как наш, не становились объектами для использования.