Марина Чепик - наш клиент и соосновательница киевской сети кофеен Two beans. Сейчас заведений три: на Подоле, на южном вокзале и на Осокорках. Кроме того, под своим именем компания предлагает кофе из вендинговых автоматов по всему городу и зерна для домашнего кофе. Марина рассказала нам, как семейной мини-кофейне удалось не потерять персонал во время локдауна.
Когда мы с мужем переехали в Киев, я не могла найти работу по профессии, поэтому устроилась в кофейню возле дома, где работала пять лет. Мой муж занимался кофейными вендинговыми автоматами, когда в 2015 году ему предложили в аренду хорошее помещения под кофейню на Подоле. И мы решили рискнуть. Конечно, мне было страшно оставлять стабильную работу, с другой стороны, я получила там огромный опыт - как в общении с клиентами, так и в приготовлении кофе, и теперь с этими знаниями могла работать на себя.
Первое время, когда кофейни еще не были достаточно прибыльными, было сложно найти людей. Часто бывало, что во время испытательного срока стажер приходил на день на работу, а поздно вечером звонил и сообщал, что с завтрашнего дня уже не выйдет - мне приходилось работать самой.
Сейчас у нас шесть человек бариста и один администратор. Я очень внимательно отношусь к подбору персонала, ведь именно от бариста зависит, понравится ли гостю в кофейне и вернётся ли он. Всех ребят я учу и подсказываю им в работе, общаюсь с ними на одном уровне, у нас близкие и доверительные отношения. Когда я прихожу в кофейню, они всегда рады меня видеть, мы заряжаем друга друга позитивом. Конечно, мы мотивируем работников финансово. В марте во время локдауна кофейни были закрыты, но продолжали работать наши вендинговые автоматы - их около двадцати по Киеву в супермаркетах и бизнес-центрах, и мой муж самостоятельно занимался их обслуживанием. Благодаря этому мы платили зарплату сотрудникам, и нам удалось сохранить команду в полном составе.
В 2020 году нашей главной целью было, как и для многих предпринимателей, не закрыться. Мы не занимаемся продвижением в соцсетях: кофейни работают благодаря сарафанному радио, поскольку мы работаем местно.
У нас пятнадцать разных сортов - арабика и купажи из робусты. Кофейные зерна мы обжариваем у киевской компании, которая занимается обжаркой для оптовых продаж. Владельцы - наши хорошие знакомые, поэтому мой муж регулярно приезжает на производство и может контролировать весь процесс. Это важно, ведь мы - сторонники темной обжарки: убеждены, что именно при такой обработке зерно ярче всего может раскрыть свой вкус.
Акцент кофейни - неоновый логотип, который привлекает внимание, а также интересный декор в одном стиле и красиво оформленный товар на прилавке. Кроме кофе, мы продаем и сопутствующие товары: чай, батончики, полезные сладости. Выпечку заказываем у поставщиков.
Мы не распыляемся на разные направления, не пытаемся захватить Киев и открыться в каждом районе - это не в наших силах, мы - семейных бизнес. У нас уютно, качественно и вкусно. Для нас важно, чтобы гость к нам возвращался, поэтому, если кофе получился не таким, как он хотел, мы бесплатно переделываем. Точно так же, если клиент купил у нас зерновой кофе, но он по каким-то причинам плохо мелется в его кофемолке, мы за свой счёт меняем зерна.
Торговую марку мы зарегистрировали, чтобы под своим брендом не только готовить кофе, но и продавать зерна, обжарку которых мы лично контролируем.