Александр Довгопол - наш клиент, предприниматель и основатель туристической компании “ХО - Хороший отдых”. Александр рассказал нам о состоянии туристической индустрии и о том, куда и как смогут отправиться украинцы на отдых этим летом.

Александр Довгопол

Я в туризме с 2008 года. Еще студентами мы с двумя друзьями создали компанию, веря, что, если продаешь валенки - у тебя будет много валенок, а если продаешь путешествия - будет много путешествий. А мы хотели много путешествовать.

Мы создаем компанию, которая будет обеспечивать превосходный опыт путешественникам по всему миру на всех этапах: от момента возникновения идеи, куда поехать, и далее по всей цепочке - помочь клиенту выбрать и забронировать тур, долететь, встретить, поселить, свозить на экскурсии. 

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ СТОЛКНУЛАСЬ С НАИБОЛЬШИМ КРИЗИСОМ ЗА ВСЮ СВОЮ ИСТОРИЮ

Еще никогда наши доходы не падали на 100%. Это были месяцы ожидания в условиях неизвестности. Но я рад, что нам удалось сохранить почти всю команду. Мы строим компанию, которая должна просуществовать минимум 100 лет, поэтому если нам надо 2-3 месяца побыть на паузе - ничего страшного, мы справимся. 

В течение трех месяцев по всему миру самолеты не летали, отели не работали. Практически все игроки индустрии пришли примерно к одинаковому решению проблемы: деньги за билеты и туры не возвращали, при этом клиенты их не теряли - они замораживались на депозите. После возобновления авиасообщения и международного туризма люди смогут воспользоваться своими деньгами и забронировать себе новый тур. 

Я горжусь тем, что наши партнеры в этой сложной ситуации вели себя максимально порядочно и ответственно. Особенно сложно было на первом этапе, когда в марте резко закрылись границы, и сотни наших туристов оказались в разных концах земного шара, и их всех надо было быстро вернуть домой. Мы с партнерами работали 24/7 и в течение четырех дней после закрытия границ мы вернули всех наших клиентов домой.

Александр Довгопол

 

СЛОГАН ЭТОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕЗОНА “МОЕМ, ЧИСТИМ, ДЕЗИНФИЦИРУЕМ”

С 5 июня самолеты летают по Украине, с 15 июня украинцы полетели за границу, а с 1 июля фактически восстановится сезон: все самые популярные страны - Турция, Черногория, Греция, Албания, Грузия, Хорватия, Италия - уже анонсировали открытие границ. Туризм оживает, нас ждет ренессанс.

Ситуация меняется быстро. Еще три недели назад мы ожидали, что каждое третье кресло в самолете будет свободным, системы “all inclusive” не будет, а гостиницам разрешат селить только 50% людей, то сегодня все эти ограничения во всех популярных странах сняты. Единственное, что может заметить турист - это персонал в средствах индивидуальной защиты, дезинфекцию и необходимость соблюдения социальной дистанции. Но это скорее преимущества. К тому же, в этом году сбудется мечта всех интровертов: на пляжах шезлонги должны будут стоять друга от друга на расстоянии 2 м. Учитывая, что у большинства отелей свои большие пляжи, эту норму будет легко выполнить. 

САМОЛЕТ - ОДНО ИЗ САМЫХ БЕЗОПАСНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ В МИРЕ

 Во всем самолетах используются фильтры, аналогичные тем, которые установлены в госпиталях по всему миру. Они улавливают 99,9% всех маленьких частиц в воздухе - вирусы, бактерии - и воздух в салоне самолета обновляется каждые несколько минут. Кроме того, воздухоподача в салоне устроена так, что воздух дует сверху вниз. То есть даже если человек дышит, кашляет и чихает, его бактерии, грубо говоря, прибиваются воздухом вниз. Все пассажиры будут строго соблюдать масочный режим и проходить температурный скрининг, так что риск подхватить инфекцию на борту минимальный.

Александр Довгопол

 

В ХХІ ВЕКЕ ОТДЫХ - ЭТО ТАКАЯ ЖЕ ПОТРЕБНОСТЬ, КАК ЕДА И КРЫША НАД ГОЛОВОЙ

Самый простой способ дать понять человеку, что ему что-то очень дорого - это отнять у него это. Миллионы людей поняли, насколько важна для них свобода передвижения и возможность поехать туда, куда они хотят.

Как только будет понятно, что границы открыты, а самолеты регулярно летают - спрос на туры будет колоссальный. Об увеличении продаж говорить сложно, но даже если это будет уровень прошлого года или 10% падением, мы будем считать это прекрасным результатом, поскольку индустрия туризма пострадала больше любой другой. В 2021 году, когда наверняка будет изобретена вакцина или эффективное лечение коронавируса, мы ожидаем туристический бум. 

Последние 15 лет предпочтения украинцев не меняются: каждая вторая путевка, проданная и этим летом, и прошлым летом и, уверен, следующим летом - это “all inclusive” на море. Это для нас самый привычный и любимый формат отдыха. Сейчас по первым бронированиям мы видим, что ничего не поменялось.

Сейчас страховые компании, которые работают с туроператорами, уже предложили страховку от COVID-19, которая будет покрывать лечение и возврат туриста домой. А некоторые страны - например, Кипр - анонсировали, что в случае заболевания туристов возьмут все расходы по лечению на себя. Заболевших будут помещать в специальные карантинные отели. 

12 июня МОЗ опубликовало перечень действий, которые должен совершить человек, возвращающийся домой. Все государства делятся на две категории: зеленые - те, в которых эпидемиологическая ситуация такая же, как в Украине, или лучше, и красные - в которых ситуация хуже. Цвет определяется количеством активных случаев заражения на 100 000 населения. Приехавшие из “красных” стран должны будут сделать ПЦР-тест или пройти изоляцию на 14 дней: необходимо будет установить приложение “Дій вдома”, где каждые два часа приходит оповещение с просьбой сделать селфи с геометкой, чтобы проверить, дома ли человек.  А от тех, кто из “зеленых” - а к ним сейчас относится большинство популярных курортов - никаких дополнительных действий не требуется. 

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ - ЭТО ДОПОЛНЕНИЕ, А НЕ АЛЬТЕРНАТИВА МЕЖДУНАРОДНОМУ ТУРИЗМУ

Мы не можем сказать человеку: “Зачем тебе эта Эйфелева башня? Вот тебе ромашковое поле в 40 минутах езды”. Это ведь разные вещи. Он едет во Францию, чтобы посмотреть другую культуру, услышать другой язык, своими глазами увидеть всемирно известные достопримечательности, выпить французский кофе с французским круассаном. Но мы всегда можем развивать внутренний туризм, чтобы человек путешествовал, например, один раз в год за границу, а второй раз - по Украине. Чтобы он поехал в Милан посмотреть на “La Scala”, а потом в Одессу - на оперный.

В прошлом году я был на самой крупной в мире туристической выставке в Берлине. Там была интересная дискуссионная панель, где обсуждали, что сейчас считается люксовым туризмом. Самые мощные туристические эксперты говорят о том, что лакшери - это уже давно не черная икра, частные вертолеты и виллы. Теперь это чистая природа, минимальное количество туристов и уникальный опыт, который ты больше нигде не получишь. В Украине действительно много мест соответствует таким критериям. Например, в двух часах езды от Одессы есть районный центр Саврань, где невероятно красивая лесная природа и совсем нет туристов. А новый опыт там можно получить, если захочешь пособирать грибы или сплести веник.

Александр Довгопол

Сейчас мы планируем заниматься управлением отелями. Наш главный офис расположен в Одессе, и здесь эта услуга востребована - украинцы хотят остановиться возле моря. В этом году мы создали проект “Apartments XO”.

Это не аналог и не конкурент “Booking.com” и “Airbnb”. Здесь мы - управляющая компания и сами используем эти сервисы для продвижения апартаментов. Наша роль на рынке не в том, чтобы сводить покупателя и продавца - мы управляем апартаментами, обеспечиваем сервис, встречаем гостей. 

СКОЛЬКО БЫ ТЫ НЕ ПУТЕШЕСТВОВАЛ - ЭТОГО ВСЕГДА МАЛО. ПУТЕШЕСТВОВАТЬ НУЖНО БОЛЬШЕ

Вспомните пять самых ярких моментов своей жизни. Готов поспорить, что в этой пятерке точно будут путешествия, ведь для большинства людей, кроме типичных самых значимых событий - свадьбы, рождения детей - как правило, самые прекрасные воспоминания в жизни связаны с путешествиями. И в старости люди вспоминают, конечно, не то, сколько гречки было съедено, а вот эти самые моменты. 

У меня есть любимое место в мире - это райский остров Самуи в Таиланде. Там люди никуда не спешат, а просто наслаждаются жизнью, восходами, закатами, пальмами, кокосами и белым песком. Там ты забываешь, что существует еще какая-то жизнь с какими-то задачами и проблемами, которые нужно решать. 

Мы верим, что путешествие - это не достопримечательности, не самолеты и не отели. Путешествие - это люди, с которыми хорошо, с которыми хочется проводить время и делить самые радостные моменты. И это нужно делать сегодня.

В туризме репутация - это единственное, что у нас есть, поэтому торговая марка - это неотъемлемая часть компании.

Александр Довгопол

Наш главный фокус на ближайшее время - развитие франчайзинговой сети под брендом “ХО”: мы даем право на использование нашей торговой марки, и компания может под нашим руководством, используя нашу отточенную годами модель работы и наши технологии, открыться в своем городе. Планируем в течение трех лет открыть 1000 точек продаж сети “ХО”. 

Мы объявили о старте проекта в конце прошлого года и получили 150 заявок на подключение за первую неделю. Успели даже подписать договоры с 29 агентствами, но в наши планы вмешался коронавирус, так что сеть работать так и не начала, и мы перенесли запуск на 1 августа. Мы рассчитываем на 40-50 франчайзи.

У нас есть два формата франшизы - “Light” и “Premium”. “Light” - это возможность для компании подключиться к сети под своим брендом, но используя наши технологии, нашу систему обучения и наши контракты с партнерами. “Premium” - использование бренда “ХО” и ряд дополнительных преимуществ в виде нашей базы клиентов, помощи с наймом и обучением менеджеров по туризму и многое другое.  “Light” больше подходит уже существующим агентствам, которые хотят развиваться, а “Premium” - для новичков на рынке, которым проще использовать известный бренд и не изобретать велосипед.