Торговля – один из самых популярных видов бизнеса не только на территории Украины, но и за ее пределами. Ежедневно миллионы людей по всему миру покупают и продают товары. До появления всемирной глобальной сети Интернет-торговля осуществлялась только офлайн, люди приходили в магазины, супермаркеты, торговые центры, выбирали товар и совершали покупку.
Первопроходцем в Интернет-торговле принято считать американского бизнесмена Джеффа Безоса, которому в 1994 году пришла идея создания интернет-магазина для продажи книг под брендом «Amazon». Теперь этот интернет-магазин является одним из самых знаменитых и продает уже не только книги, а состояние его создателя по оценкам различных компаний составляет более 165 миллиардов долларов.
Сегодня уже никого не удивить подобным способом продажи товаров или даже услуг. Большие офлайн игроки уже давно присутствуют в сети, а интернет торговля плотно конкурирует с офлайн магазинами. Людям удобно делать заказы с помощью компьютера или даже мобильного устройства в любое удобное время и в любом месте, где есть сеть. Рынок интернет коммерции растет с каждым годом, по оценкам экспертов в 2018 году украинцы купили в сети товаров на 65 миллиардов гривен. На 2019 год эксперты прогнозируют повышение этой суммы на 25%.
Конечно, во многих нишах этот рынок занят крупными игроками, но тем не менее предприниматели продолжают создавать интернет-магазины и успешно получают прибыль.
Зачем интернет-магазину торговая марка?
Казалось бы, для создания магазина в сети необходимо выполнить всего несколько сравнительно простых действий: найти поставщиков, создать сайт, разместить его и правильно рекламировать. С одной стороны – да, с другой – этот список не полный. В нашей статье мы не будем рассказывать про тонкости проведения рекламных кампаний или создания сайтов. Мы уделим внимание вопросу защиты интернет-магазина путем регистрации торговой марки, а также рассмотрим преимущества регистрации обозначения для такого вида деятельности.
Торговая марка – зарегистрированное в установленном порядке обозначение, обладателем прав на которое является владелец. По сути, регистрация ТМ дает ее владельцу исключительное право на использование обозначения (названия). На практике, для бизнеса это означает, что, получив охрану знака вы сможете запрещать использовать его другим лицам. Это обезопасит вас от недобросовестной конкуренции. Например, если создали и раскрутили такой магазин, то уже никто не будет иметь права сделать такой же с вашим именем. В случае, если это произойдет, вы будете иметь законодательные механизмы борьбы с такими нарушениями. Существует несколько вариантов решения таких проблемных ситуаций:
- Досудебное урегулирование спора;
- Арбитражные механизмы: например, обращение в WIPO (Всемирная организация интеллектуальной собственности);
- Обращение в суд;
Целью любого из этих вариантов есть восстановление ваших прав на использование зарегистрированного обозначения. Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Оптимальный вариант решения – достижение соглашения межу людьми без судов и разбирательств, но такой вариант не всегда работает. В случае, если нарушитель не идет «на контакт», есть вариант обратиться в так называемый доменный арбитраж Всемирной организации интеллектуальной собственности. Для ряда доменных зон (имен сайтов) действует единая политика разрешения доменных споров, которая предусматривает внесудебное разбирательство претензий аккредитованными арбитражными органами. Данная процедура предусматривает оплату существенного сбора и его должен заплатить инициатор спора. Плюсы этой процедуры в ее сроках и эффективности. Решение арбитража будет обязательным для регистратора домена.
Еще одним и, наверное, самым тяжелым способом восстановить свои права является суд. Подобные разбирательства занимают много времени и не всегда приводят к желаемому результату. Ситуация с защитой прав должна улучшиться с началом работы Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности. Данный суд будет специализироваться на подобных делах и соответственно есть большие надежды и ожидание. Возможно, он начнет свою работу уже в 2020 году.
Еще одним преимуществом регистрации торговой марки для интернет-магазина в Украине является возможность получить самый престижный домен в нашей стране. Домен .UA – доступнен только владельцам одноименных торговых марок. Имена в этой зоне обладают особым престижем и получают дополнительное доверие от пользователей.
В каком классе регистрировать торговую марку для интернет-магазина?
Каждая торговая марка регистрируется для определённого вида деятельности. Все виды деятельности разделены на классы и представлены в международном классификаторе товаров и услуг. Для интернет-магазина необходим «35 класс».
Если ваш магазин имеет свой сервис-центр по ремонту реализуемых товаров, вам дополнительно необходимо заявить 37 класс. Подобрать корректно классы очень важно, поскольку ваши исключительные права будут действовать только в отношении заявленных товаров и услуг.
Резюмируя описанное выше, можно утверждать, что торговая марка для интернет-магазина - необходимая процедура, которая позволит получить не только защиту, но и желаемый домен и доверие пользователей.